Песни у костра

музыкально-туристический портал


Особенности экотуризма в России

Информационные материалы для проведения экскурсии по Мещерскому лесу

Создавать полную систему информационных материалов удобнее всего для конкретной эколого-туристской территории (региона). Необходимо предусмотреть несколько категорий таких материалов.

Это могут быть

• брошюра/книга, содержащая обзорную карту и общее описание местности (природа, типы и облик ландшафтов/экосистем, основные достопримечательности, характер природопользования, экологическая ситуация и проблемы, природоохранные учреждения/объекты и природоохранная деятельность, эколого-информационные центры/визит-центры) ;

• брошюра/книга с кратким описанием основных рекомендуемых экологических маршрутов и программ (прогулки, походы и т.п.), с разделением по тематике, продолжительности, условиям прохождения, с приложением карты маршрутов, фотографий, рисунков;

• брошюры и буклеты, характеризующие отдельные особо охраняемые территории, памятники природы и культуры, музеи, художественные промыслы и др.;

•брошюры, описывающие рекомендуемые экологичные отели, пансионы, кемпинги и другие типы мест размещения туристов с указанием адресов, перечнем услуг, с ценами и другим сведениями;

•буклеты и листовки, описывающие конкретные тематические маршруты, например водные, конные или велосипедные, с указанием пунктов обслуживания и с другой необходимой информацией;

• буклеты и брошюры, посвященные природоохранным или культурным (например, архитектурно-реставрационным) проектам и мероприятиям.

Таков далеко не полный перечень нужных материалов. Понятно, что основные из них желательно иметь не только на русском, но и на английском языке. У иностранных экотуристов большим спросом пользуются простые иллюстрированные карманные определители характерных, видов флоры и фауны региона, особенно птиц и красочных цветущих растений, с указанием их латинских названий.

Не менее важно, чем содержание, хорошее полиграфическое качество информационных изданий.

Удачными представляются буклеты Водлозерского национального парка (Республика Карелия, Архангельская область), созданные при поддержке программы Tacis.

Наиболее полно его целевым функциям отвечает буклет на русском языке (складной, формата А2). Буклет, изданный на английском языке, тоже вполне удачен, но он существенно меньше размером и менее информативен.

Одна сторона русскоязычного буклета содержит текст и выразительные фотографии, хорошо представляющие общий облик парка, все основные компоненты его природы и его культурное наследие. На другой, наиболее насыщенной подробной информацией стороне помещены:

•обзорная карта парка с общегеографической нагрузкой (транспортной сетью, гидрографией, населенными пунктами, ареалами лесов и болот), а также со специальным содержанием, характеризующим туристскую инфраструктуру парка (гостиницы, турбазы, лесные кордоны, туристские стоянки, парковки, музеи, медпункты, магазины и т.п.); • три небольшие карты-врезки, одна из которых представляет схему функционального зонирования парка с выделением зон особой охраны, лесного хозяйства и рекреации; две Другие показывают расположение территории парка в пределах региона и Европейского континента;

• сведения о том, как попасть в парк; адреса, телефоны и электронная почта офисов парка, описания основных видов туристских услуг, предлагаемых парком, а также типы туристских маршрутов, в том числе зимних; важнейшие правила поведения туристов в парке. Тексты сопровождаются тематическими фотографиями.

Буклет хорошо смонтирован, тексты лаконичны и информативны, полиграфическое качество достаточно высокое. Недостает в оформлении буклета лишь собственного логотипа Водлозерского парка (если он вообще существует).

Этот буклет можно рекомендовать российским национальным паркам как модельный.

Неудачным примером может служить буклет Кавказского государственного природного биосферного заповедника, изданный на средства известной табачной фирмы «Camel». Текст получился «казенным» и невыразительным, карта вообще не читается и не несет почти никакой смысловой нагрузки, пейзажные фотографии даны в слишком мелком формате. Полиграфическое качество оставляет желать лучшего. ,

Вообще говоря, стремление российских заповедников и парков найти спонсоров вполне объяснимо и правильно. Но спонсоров следует выбирать достойных.

Возврат к списку