Генеральные задачи и ключевые инструменты эколого-туристкого менеджмента
В управлении развитием экотуризма, во всей эколого-туристской деятельности на первый план выходят два вопроса: как обеспечить сохранение окружающей среды? И как добиться экономической эффективности туристских программ?
Решение этих вопросов в сложившейся к началу XXI в. мировой социально-экономической системе, как правило, порождает конфликты. Но в экотуристских программах, да и в индустрии туризма в целом необходимо находить компромиссы. В этом и состоят цель и искусство управления экотуризмом.
Система эколого-туристского менеджмента строится исходя из его генеральных задач:
1) согласования деятельности фирмы или предприятия с требованиями законодательства об окружающей среде;
2) минимизации негативного влияния на окружающую среду и формирования экологичного турпродукта;
3) эффективного использования туристских ресурсов, не допускающего их истощения и обеспечивающего воспроизводство;
4) разработки экологически корректных и экономически продуктивных планов развития;
5) осознания экологических требований работниками предприятия и формирования экологической культуры клиентов, стимулирующих спрос на эколого-туристские услуги.
Экологический менеджмент должен пронизывать все основные сферы туристской деятельности и подразделения туристских предприятий:
• прием и размещение клиентов;
• продажу, рекламу и информацию;
• прокат снаряжения, подготовку гидов и инструкторов;
• технические средства и службы;
• закупки оборудования и материалов и поставку продуктов;
• управление территорией/акваторией;
• транспортные службы;
• взаимодействие с местными властями и населением, с общественными-организациями и др.
Следует стремиться к тому, чтобы генеральные задачи экоменедж-мента в туризме и его специальные разделы были органично связаны с экологическими аудитом и сертификацией.
К ключевым инструментам эколого-туристского управления относятся:
• обучение и постоянное повышение квалификации сотрудников;
• назначение координаторов по экологии,
• разработка специализированных внутренних инструкций, системы контроля за их выполнением и поощрений;
• составление экологических кодексов для фирмы и рекомендаций для клиентов;
• слежение,за достоверностью рекламной и отчетной информации об экологических качествах предлагаемых услуг;
• организация экологического аудита и маркетинга; мониторинг туристского продукта, экологических инноваций, оценок клиентов и общественного мнения.
Выстраивая систему управления и разрабатывая ее программу, нужно обеспечить проведение как вертикального (внутрифирменного), так и горизонтального (иначе говоря, кооперативного) менеджмента.
Важный и необходимый раздел эколого-туристского менеджмента — стратегическое планирование эколого-туристских программ и формирование экологической политики фирмы.
Ниже кратко охарактеризованы некоторые существенные компоненты эколого-туристского менеджмента.