Природные парки
Ряд статей закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» посвящен особой категории охраняемых территорий — природным паркам. Их назначение и задачи определяются статьей 18.
1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
2. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников.
3. На природные парки возлагаются следующие задачи:
а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;
б) создание условий для отдыха и сохранение рекреационных ресурсов;
в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
В статье 21 фиксируются основные особенности режима охраны и использования территории природных парков:
• на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков;
•исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйствённые и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов;
•на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Таким образом, законодательно для национальных парков рекреационная функция является до некоторой степени подчиненной по отношению к природоохранной и другим функциям, на их территории разрешен только «регулируемый туризм». Национальные парки имеют федеральный статус и финансируются из федерального бюджета.
Природным же паркам функция создания условий для отдыха предписывается как равноправная с природоохранной. Но природные парки не имеют ни федерального статуса, ни федерального финансирования. Создаются они по решению региональных властей.
Организаторам экотуризма помимо собственно туристского законодательства и охарактеризованных выше туристских аспектов федерального закона об особо охраняемых природных территориях необходимо знать общие основы российского экологического права и базовые природоохранные законы и нормативы. К таковым относятся Федеральный I рамочный закон «Об охране окружающей среды» (2002), а также специальные законы и кодексы, касающиеся охраны отдельных ее компонентов — воздуха, животного мира, лесных, водных и земельных ресурсов.
Важно также ориентироваться в основных природоохранных стандартах и нормативах. Это приводимые ныне в соответствие с требованиями Международной организации стандартизации (ISO) различные ГОСТы серий ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14000, а также санитарно-гигиенические нормы, закрепленные в многочисленных строительных и санитарных нормах и правилах (так называемых СНиПах и СанПиНах).