Песни у костра

музыкально-туристический портал


Особенности экотуризма в России

Недостатки национальных парков развивающихся стран

Из недостатков национальных парков развивающихся стран, чаще всего упоминаются низкий уровень развития инфраструктуры, нехватка оборудования и транспорта, конфликты с местным населением.

Примерно 15% парков обеих групп стран отмечали деградацию природной среды. Чаще всего этот комментарий встречается в ответах развитых стран, несмотря на то что они имеют больше персонала, охраняющего их территорию (постоянных служащих соответственно 42 и 28, сезонных 56 и 16). Вообще, НП развитых стран чаще указывают на проблемы, возникающие в связи с интенсивным развитием туризма.

Все эти данные подтверждают выводы о том, что паркам развивающихся стран прежде всего необходимо достигнуть адекватного уровня инфраструктуры, наладить обмен информацией и обучение, после чего уже сосредоточиваться на вопросах туристского менеджмента. Что же касается парков развитых стран, то там необходимо концентрировать усилия в первую очередь на минимизации ущерба природе, на обеспечении экологичное™ туризма.

Таким образом, национальные парки во всем мире представляют собой важный и все более широко используемый ресурс экотуризма. Они образуют определенный пространственный каркас, способствующий и мировому распространению, и регионализации этого перспективного направления туристской индустрии. Можно не сомневаться, что за почти полтора десятилетия, прошедших после 1991 г., процесс стал еще интенсивнее.

Российские национальные парки очень молоды. Первый из них — Сочинский — был создан в 1983 г. Ныне их уже 35, но далеко не во всех экотуризм получил должное развитие. По этим причинам организаторам российского экотуризма следует учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, в отличие от туроператоров* парки обладают не только оригинальными типами туристского продукта, но и «собственными» туристскими ресурсами, полноценно освоить которые без их ведома и участия не может никто. Это важное обстоятельство, но злоупотреблять им, как «собака на сене», и не содействовать привлечению в парки грамотных партнеров из турбизнеса не следует. Иначе ресурсам парка грозит разграбление непрошеными и неорганизованными пользователями.и об устойчивом развитии туризма, а тем более экологически устойчивом, придется забыть.

Во-вторых, сегментация туристского рынка, обеспечивающая национальным паркам России определенный контингент клиентов, отчасти уже осуществлена, и организаторам туризма, стремящимся привлечь в парки подходящих посетителей, казалось бы, нужно лишь умело «вставить» свой продукт в уже более или менее известные «рамки». Но это не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд, в том числе и потому, что данный сегмент рынка отнюдь не пустует и конкуренция здесь уже ощутима. Необходимо поэтому тщательно планировать туристские программы, умело используя специфические особенности каждого парка.

Возврат к списку