Преимущества национальных парков
Определенным преимуществом национальных парков является имеющаяся у них возможность развивать туроператорскую деятельность, формируя устойчивые партнерские отношения со все ми участниками туристской деятельности и занимая в этих отноше-нйях ведущие и консолидирующие позиции.
Последнее обстоятельство имеет стратегическое значение. Оно может и должно в значительной мере определять как долгосрочные программы, так и тактику туристского маркетинга национальных парков, которые следует строить на основе поиска и нахождения об-щих интересов администрации парка, местных жителей, других при-родопользователей (учреждений лесного, водного, сельского хозяйства) и, разумеется, организаторов туризма.
Туроператоры, интересующиеся природно-ориентированным туризмом, могут и сами обращаться к администрациям парков с пред-ложениями использовать те или иные ресурсы парка для формирования туров. В случае перспективности таких предложений паркам, только начинающим развивать туризм, следует сразу оговаривать и юридически закреплять условия сотрудничества, предусматривая свое постепенное вовлечение и в подготовку туров, и в их реализа-цию. Другими словами, нужно стремиться к тому, чтобы в результате сотрудничества был создан совместный турпродукт со всеми вытекающими следствиями (доля в доходах, рабочие места, вложения в инфраструктуру и т.п.).
Одно из возможных решений на этом пути — создание региональной ассоциации туроператоров, заинтересованной в развитии, инфраструктуры туризма, сохранении и воспроизводстве туристских ресурсов, а потому стремящейся оптимизировать взаимоотношения между парком и турбизнесом и влияющей на политику «внешних» партнеров парка. Разумеется, администрация парка должна быть одним из ведущих членов или одним из учредителей такой ассоциа-ции. Вполне уместно и даже необходимо участие в ассоциации пред-ставителеи местной (муниципальной, районной) исполнительной власти.