Поэт и рок
Это должно было случиться. Вся линия развития отечественного рок-искусства вела в эту точку, точку, в которой встретился поэт с необходимостью усилить своп голос всеми средствами рок-музыки. На линии, о которой речь, были уже подходы и варианты. Яркие исполнители и авторы музыки находили поэта себе под стать («Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» — Илью, например, Кормильцева), сам солист сочинял себе тексты, не лишенные поэтических достоинств (Майк, Б. Г., Цой и другие), а то и отмеченные высоким талантом, как Александр Башлачев. Но в чистом виде эксперимент состоялся позже.
И местом его демонстрации оказалось литературное рок-кабаре «Кардиограмма», где два поэта, один из которых уже был достаточно известен в литературных кругах по публикациям в престижных изданиях — Вадим Степанцов, второй же — Алексей Гомазков, — показали публике «Бахыт-компот» — Степанцов не только поэт, но и поет свои стихи в рок-исполнении, на правах солистов исполнив их вокально в сопровождении созданных ими рок-групп: Вадим Степанцов возглавил «Бахыт-компот», а Алексей Гомазков — «Ломбард».
Почему же поэты запели рок? Почему их перестали удовлетворять привычные формы жизни поэтического текста — печатная и изустная?
Человеческий мир живет по закону сохранения и трансформации (преображения) энергии. Человеческая энергетика не должна расходоваться впустую: любой ее всплеск, выброс должен быть сохранен, пущен в дело, усвоен и преображен. Но наша энергия не живет сама по себе, она находится под диктатом условий современной цивилизации. В античном мире люди были по горло заняты освоением окружающей действительности — от пространства до племен, соседствующих в нем. Письменность уже-
существовала, но наибольшие массивы культурной — интеллектуальной, духовной — информации передавались изустно и вокально (театр, пение поэм), ибо так скорее и лучше усваивались. Да и было не только куда, но и зачем спешить — жизнь человеческая была тогда очень коротка, на стремительно меняющейся политической карте тогдашнего мира пароды и страны перетасовывались калейдоскопически, целые пароды уходили в небытие по мановению меча и огня (этрусков вспомним) — надо было успевать оставить след. передать культуру, й о есть свои духовный код, лицо свое, свои опыт.
Затем прогресс средств выживания этот калейдоскоп несколько укоротил, появились силы и время и над рукописной книгой посидеть, и над типографской, но согласно вышеупомянутому закону человеческой энергетики, подтверждая его периодичность, во времена масштабных войн и смут всегда наблюдается взрыв песенного фольклора и всплеск театра, особенно самодеятельного.
В 1985 достопамятном году, в начале Перестройки в СССР, наиболее «крутые» поэты вновь, в который уже раз в истории, ощутили недостаточность, ущербность гутенберговской формы жизни слова, и крутеишие из них. отринув се тяжкую свинцовость (свинец входит в сплав для шрифта) и завязанность с редактором и цензурой, взяли в руки гитары, усиленные динамиками, вцепились в микрофоны и форсированно исторгли свон поэтические творения в жанре рок-песни, для чего сначала собрали свои группы. Чем еще раз жанрово подтвердили, что в нашем «датском королевстве» неспокойно.
Хорошо ли у них вышло? На любителя. Одно скажу: мимо того, что у них вышло, не прошли пи здешние радио и телевидение, ни тамошние. Отечественный рок-литературоцеитрнзм — а именно о его средоточии в «Бахыт-компоте» и «Лом-барде», да еще в первой в СССР такой группе «Искусственные дети», здесь шла речь — уже прописан на страницах истории мировой рок-музыки.