Песни у костра

музыкально-туристический портал


Связи экологического туризма с системой знаний об окружающей природной среде и обществе

Экология и экологический подход

«Как там у вас дела с экологией? Нужно заботиться об экологии!» — подобные фразы мы слышим или читаем почти ежедневно. Обычно имеются в виду чистота воздуха и воды, естественное состояние лесов и лугов и вообще — благополучие природы и здоровье людей. Но это все примеры вульгарного, не вполне грамотного употребления важнейшего для современных людей слова «экология».

Экология — это наука. Говорить «плохая экология» столь же нелепо, как говорить «плохая физика». Другое дело экономика, поскольку под плохой экономикой мы подразумеваем не экономическую науку, а экономическую деятельность.

Обширная область экологических знаний, конечно, уже не только фундаментальная наука. Это чрезвычайно разветвленная и развивающаяся система экологических принципов и закономерностей, технологий, оценок, действий. Но именно поэтому следует корректно употреблять слова «экология» и «экологический». Так, нужно говорить и писать не «плохая (или хорошая) экология», а «плохая (хорошая) экологическая обстановка или ситуация».

Знание основ экологии необходимо всем людям, но, разумеется, в разной мере. Организаторам и участникам экотуризма важно хорошо ориентироваться, во-первых, в экологической тематике в целом и, во-вторых, в ее практических аспектах, непосредственно связанных с туризмом. Об этом уже упоминалось в предыдущей главе и этому же в значительной мере посвящены последующие главы книги.

Исторически экология возникла как раздел биологии. Тогда экологией была названа часть биологии, выделившаяся в самостоятельную науку. Предметом экологии являются взаимоотношения между организмами и сообществами организмов со средой их обитания, а объектом — системы, центром которых служат живые существа. Эти системы и называют экологическими (экосистемами).

Со времени введения термина «экология» Э. Геккелем в 1866 г. его содержание расширялось, дробилось и видоизменялось вплоть до весьма расплывчатых трактовок. Предложено, например, среди экологических наук выделять глубокую экологию, в центре внимания которой находится сама Земля со всеми живыми существами, а не только человек на Земле, являющийся в составе различных групп людей объектом антропоэкологии, или экологии человека.

Предложены и такие дисциплины, как экология культуры и даже экология духа. Означает ли это, что экологам нужно изучать культуру и взаимоотношения культуры со средой ее обитания? Или дух и взаимоотношения духа со средой его обитания? А чем в таком случае должны заниматься культурологи, философы, психологи?

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что кроме той достаточно четко обозначенной экологии со своими объектом, предметом и методами, сформированной внутри биологии, возникают и формируются многие другие экологические и не вполне экологические дисциплины, содержание которых еще по-настоящему не определилось. В этом объективном процессе, к сожалению, очень велика и роль моды на все «экологическое», подогреваемой не слишком компетентными и ответственными людьми.

Читателям, стремящимся полнее и глубже разобраться в этой картине «множества экологии», помимо двух учебных пособий, указанных в списке литературы [Петров, 1999; 2000] рекомендуются: классический фундаментальный труд Ю. Одума «Основы экологии» (М., 1975), посвященный биологической экологии; небольшой популярный курс лекций А.А. Горелова «Экология» (М., 1998), где кратко изложены многие аспекты этой обширной области знаний, а также оригинальная книга Н.Ф. Реймерса «Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы» (М., 1994), в которой автор рассматривает широкий спектр сложных, острых и дискуссионных вопросов развития экологии.

В данной же главе охарактеризуем основы уже достаточно надежно установленных экологических представлений, начиная от описания структуры экологии, ее основных понятий и задач и кончая некоторыми практическими вопросами, важными для менеджеров экотуризма.

Возврат к списку