Песни у костра

музыкально-туристический портал


Маркетинг в экотуризме

Восприятие территории как объекта

Процесс восприятия территории как объекта сложен: в нем в той или иной степени участвуют такие свойства человеческой психики, как память, внимание, воображение, мышление. Этот процесс можно условно разделить на стадии, каждая из которых характеризует степень выделения объекта из единого и целостного образа окружающего мира на основе сопоставления с ранее полученным опытом. Последовательно происходит:

- выделение объекта как целого;

- выделение отдельных признаков в объекте;

- выделение когнитивного содержания объекта;

- выделение эмоционального содержания объекта;

- формирование чувственного образа объекта в памяти. Таким образом, первоначально человек при помощи органов чувств выделяет конкретный объект как некую доступную для познания целостность из множества объектов окружающего мира, затем выделяет характерные признаки объекта, которые в процессе конкретного акта восприятия принимаются за элементарные, «неделимые» и только впоследствии будут анализироваться самостоятельно. Далее при помощи абстрактно-логического аппарата будет выделено когнитивное содержание объекта, адекватное цели его действия (например, «нужно — не нужно»), а затем эмоциональное содержание («нравится — не нравится»). И на завершающей стадии в памяти выделяется место для фиксации выделенных характеристик, т. е. формируется образ.

Заметим, что одни и те же объекты разными людьми могут восприниматься по-разному, это связано с особенностями органов чувств, сознания и мотивации потребителей. На особенности восприятия большое влияние оказывают также жизненный опыт, уровень образования, потребительская культура и система ценностей.

Очень важно проводить активизацию представлений уже сформированного образа территории на основе ассоциаций.

Под ассоциацией (лат. associatio — соединение) понимают связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями — ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и пр.

Ассоциации как бы снимают ограничения, которые накладываются кратковременной памятью на восприятие ограниченного количества единиц информации и фактически обеспечивают формирование длинных цепочек представлений об объекте. Активизация представления может происходить не только путем активизации ассоциированных представлений (внутренним образом), но и в результате прямого восприятия (внешним образом). Этот процесс можно представить как сопоставление воспринятого образа с представлениями, хранящимися долгое время в памяти, и возможный «выбор» одного из них. Как уже отмечалось, представление, активизация которого происходит внешним образом и которое отождествляется с конкретным объектом, называется базовым представлением, в свою очередь, совокупность базового пред- , ставления и ассоциативно связанных с ним представлений будет называться комплексом ассоциативных представлений.

Возврат к списку