Песни у костра

музыкально-туристический портал


Маркетинг в экотуризме

Задачи, содержание и целесообразная последовательность шагов по организации сотрудничества между туроператорами и местным сообществом

1. Предварительный анализ. Прежде всего необходимо собрать полную исходную информацию, выяснить экономические, социальные и культурные долгосрочные и краткосрочные интересы местных жителей; определить группы или лидеров, оказывающих политическое, экономическое, моральное влияние на сообщество; выявить финансовые и имущественные средства, которые могут быть вовлечены -в развитие экотуризма; оценить умения, опыт, уровень образования, интеллектуальный потенциал жителей; познакомиться с религиозными, этническими, общекультурными особенностями и традициями; выяснить права землевладения и другие имущественные, в том числе общинные, права; наладить контакты с местными властями и организациями, выявить их функциональную роль и ответственность; узнать, какие идеи, ожидания и сомнения местные жители связывают с развитием экотуризма.

Первый вопрос, который обычно задают местным жителям, приблизительно таков: «Хотите ли вы, чтобы в вашей местности развивался экотуризм?» Но чтобы ответ не был заведомо отрицательным или неопределенным, прежде надо снабдить опрашиваемых объективной информацией о позитивных и негативных перспективах развития экотуризма в широком социально-экономическим и культурном контексте.

2. Организация Рабочей (координационной) группы. В эту группу наряду с экспертами, имеющими опыт работы в сферах социологии, психологии, связей с общественностью и, конечно же, охраны природы и экотуризма, нужно привлечь местных лидеров, представителей общественных организаций и властей. Группе предстоит разработать проект развития экотуризма, а затем, если удастся эффективно работать в прежнем или несколько измененном составе дальше, координировать его осуществление и корректировку. Возможно, для некоторых членов группы необходимо провести специальные тренинги.

3. Разработка проекта развития экотуризма и плана действий. Потребности сообщества, выявленные в ходе предварительного анализа, могут включать: повышение уровня жизни, образование местных жителей (особенно по вопросам ценности их ресурсов, культуры и т.п.), охрану и поддержку природных ресурсов и культурных традиций. Предложения Рабочей группы по решению этих задач могут быть, например, такими: создание новых рабочих мест для местных жителей (гиды, сотрудники парков, обслуживающий персонал), магазинов по продаже изделий народных промыслов, изготовленных местными мастерами, разработка самими местными жителями правил поведения для туристов, создание информационных материалов о местной культуре и о традиционных взглядах на окружающую среду. Целесообразным может быть проведение обучающих программ для туроператоров, работающих с местными сообществами, расширение разнообразия предлагаемых на месте туристских программ (например, включение в них программ этнического и агротуризма). Важной мерой может стать введение системы микрокредитования и/или программа малых грантов для местных жителей. Эти мероприятия должны осуществляться в комплексе с программами обучения и эффективным финансовым менеджментом. План действий может включать усиление существующих или создание новых организаций, непосредственно связанных с выполнением проекта, например для распределения доходов, получаемых от экотуризма. Эти организации должны быть небольшими и действовать от имени сообщества. Данные о расходах, о полученном доходе и отчетные материалы должны публиковаться и доводиться до сведения местных жителей.

4. Определение механизма участия местных жителей. Механизм участия избирается в зависимости от характера существующих организаций (органов власти, негосударственных организаций, различных групп граждан, местных советов и др.), а также от уровня образования, готовности местных жителей активно выражать свое мнение и действовать и ряда других обстоятельств.

Возврат к списку