Песни у костра

музыкально-туристический портал


Маркетинг в экотуризме

Ценовая конкуренция в экотуризме

Для стран и регионов, стремящихся «войти» в глобальный рынок туризма, чрезвычайно трудно будет преодолеть ценовую конкуренцию. Небольшие и недостаточно богатые участники рынка едва ли смогут покрыть свои расходы и что-либо заработать, будучи вынужденными предлагать свой продукт по установленным на этом рынке низким ценам. Следовательно, возрастает роль тех новых качеств туристского продукта, которые смогут быть предложены благодаря региональной природной и культурной специфике.

Такую тенденцию, отвечающую диверсификации спроса, можно обозначить как регионализацию. Социально-экономические последствия регионализации противоположны негативным эффектам глобализации туризма. Причем ее позитивная роль, очевидно, проявляется не только в культурном, но и в экологическом аспекте, поскольку массовый и индустриализированный мировой туризм уже оказал и продолжает оказывать весьма неблагоприятное, часто разрушающее воздействие на природные экосистемы многих туристских регионов.

В разных макрорегионах мира процессы туристской глобализации, развивающиеся неодинаковыми темпами и с неодинаковой интенсивностью, играют ныне и будут играть в перспективе различную роль. Вероятно, наименее значимыми они окажутся для Европы, характеризующейся уже сейчас весьма значительной региональной диверсификацией турпродукта. Об этом можно судить по соотношению межрегиональных (внутриевропейских) потоков и потока, направляющегося в Европу из других континентов (табл. 8).

Следует отметить, что выполненный в 1996 г. прогноз ВТО на 2000 г. отличается от реальных величин — в действительности рост туристских потоков происходил интенсивнее и общее число туристов, приехавших в Европу в этом году, достиг 403,3 млн, превысив прогнозируемую величину почти на 50 млн человек. Это означает, что глобализация в сфере туризма развивается более высокими темпами, чем ожидалось.

Наибольшие межконтинентальные потоки туристов отмечаются между Европой и Северной Америкой (более 30 млн чел.), а также между Юго-Восточной Азией и Европой (более 15 млн чел.) и между

Северной Америкой и Юго-Восточной Азией (более 10 млн чел.). По темпам увеличения потоков лидирует Юго-Восточная Азия.

Прогноз ВТО на 2010 г. выглядит следующим образом: общее число иностранных туристов во всем мире превысит 1 млрд человек, из них 791 млн — межрегиональные туристы, а 215 млн — межконтинентальные (для сравнения: соответствующие цифры за 1995 г. составляли 464 и 101 млн чел.).

Таким образом, предполагается, что за период с 1995 по 2010 г. доля межконтинентальных туристских поездок возрастет в среднем с 22 до 27%, в том числе для Африки — на 5,5, для Америки — на 3,9, для Юго-Восточной Азии — на 6,5, для Европы — на 3,0, для Ближнего Востока — на 7,1 и для Южной Азии — на 6,2%.

Вероятно, террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке несколько изменил эти межрегиональные соотношения, прежде всего для Ближнего Востока, однако Азия в целом, скорее всего, останется наиболее динамично развивающимся макрорегионом1. Так, по прогнозам ВТО, число прибытий в Азию в 2020 г. превысит таковое в Европу, а Китай опередит Францию и займет первое место в мире как самая посещаемая страна, став в то же время четвертой страной по количеству выезжающих туристов.

Возврат к списку