Программы продвижения России на региональном уровне
Программа (от греч. programma — публичное объявление, распоряжение) означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению процедур, связанных с общностью решаемой проблемы, задачи.
Одна из основных задач маркетинга туристских территорий — установление максимально возможной планомерности и пропорциональности деятельности региона исходя из его стратегических целей. Разработка маркетинговой программы — это заключительная фаза процесса стратегического планирования маркетинга территорий. Национальные туристские администрации выполняют ключевую роль в разработке маркетинговой программы, в их функции входит определение направлений деловой активности региона, анализ уровня конкуренции и состояние рынка, разработка туристского продукта и каналы их продвижения. Программа маркетинга включает конкретные методы и тактические приемы разработки и продвижения туристских продуктов для конкретного региона.
Программа маркетинга — существенная часть единого стратегического плана развития туристского региона.
Успешное маркетинговое планирование зависит, в частности, от обоснованности и четкости конечных целей планирования. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:
- координация деятельности большого числа лиц, взаимосвязанных во времени и в пространстве;
- определение ожидаемого развития событий;
- готовность к реакции на изменения во внешней среде;
- сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций;
- сведение к минимуму конфликтов, вызываемых неправильным (или различным) пониманием целей.
Каждый туристский регион (территория) вправе иметь собственный подход к практике маркетингового планирования, однако в рамках региона целесообразно составлять единый общий план по маркетингу (программу), что не исключает составления индивидуальных программ для туристских центров и отдельных туристских дестинаций региона, которые обязательно должны быть увязаны с общим планом. При разработке маркетинговой программы в первую очередь следует определить:
- срок, на который проводится планирование;
- вид продукта;
- сегмент рынка, на который нацелен план. Совершенно очевидно, что разные туристские регионы будут
разрабатывать маркетинговые программы с учетом специфических региональных особенностей, однако ряд компонентов будут общими, а именно:
- анализ внешней среды — характеристика индустрии, размер рынка, экономические, социальные и политические факторы;
- анализ внутренней среды — оценка ресурсов, набора услуг, традиционные особенности деятельности, имидж на рынке;
- общие и специфические цели деятельности;
- цели относительно развития рынка (его доля, объемы продаж);
- стратегия маркетинга — выбор соответствующих программ для достижения целей;
- тактическая программа, включающая специфику разработки продуктов, ценообразования, продвижения и ответственность конкретных исполнителей;
- выявление ресурсов для выполнения маркетинговой программы;
- оценка и контроль, разработка методов, приемов, критериев и процедур оценки отдельных маркетинговых мероприятий и всей программы в целом.