Песни у костра

музыкально-туристический портал


Основные формы и методы продвижения туристских территорий

Последние десять лет продвижением России и ее отдельных туристских регионов занимались преимущественно коммерческие структуры и региональные органы власти. Фактически не существовало единой стратегии продвижения, но, несмотря на это, за последние несколько лет на туристский рынок активно вышли Москва, Санкт-Петербург и южные регионы России.

Развитие рыночных отношений и повышение деловой активности способствовало активизации деятельности по продвижению России на международном туристском рынке. Вместе с тем для формирования грамотной коммуникационной политики необходимо определить ряд ключевых позиций:

  • основные целевые рынки;
  • отношение потребителей к национальному туристскому продукту;
  • основных конкурентов;
  • самые эффективные и экономичные каналы распространения информации.

Для выявления представленных позиций необходимо проводить маркетинговые исследования в рамках стратегического плана маркетинговых исследований, с разработкой тематики исследования для каждого календарного года и каждого целевого рынка, четко определить рекламные цели и выбрать рекламные средства.

Определяя основные направления маркетинговых исследований, следует уделить особое внимание позиционированию.

Позиционирование — это не только концентрация внимания субъектов маркетинга на преодолении слабых сторон региона, но и концентрация основных усилий региона на формировании, развитии и совершенствовании его сильных сторон. В свою очередь, выделение сильных сторон должно базироваться не только на традиционных преимуществах региона, но и на разработке перспективных.

Исследования, проведенные российской туристской прессой, выявили основные стереотипы в восприятии России зарубежными туристами: водка, гостеприимство, медведи, красивые женщины, сильные морозы. Несмотря на некоторую архаичность этих стереотипов, их обязательно следует учитывать в работе с целевыми сегментами, постоянно выявляя при этом новые особенности в восприятии туристов, внимательно анализируя, закрепляя и развивая положительные особенности и корректируя отрицательные.

Важным этапом в продвижении туристского региона, как уже отмечалось, является фирменный стиль, разработка которого служит важным шагом во всей коммуникационной политике региона.

Формирование и продвижение туристского бренда региона базируется на конкретных средствах распространения информации. I В качестве наиболее эффективных элементов национального и регионального маркетинга следует выделить:

  • выставочные мероприятия (международные, национальные, региональные, воркшоп);
  • реклама в средствах массовой информации;
  • издание рекламно-информационной литературы;
  • использование новейших электронных технологий (Интернет, мультимедийные диски, E-mail маркетинг);
  • организация ознакомительных поездок и рекламных туров.

Выставки как элемент территориального туристского маркетинга

Тенденции в развитии мирового туризма
С начала 1990-х гг. в развитии мирового туризма весьма заметно обозначились две взаимосвязанные тенденции. Во-первых, глобальное распространение высокотехнологичных стандартизованных туристских услуг и одновременно некоторая диверсификация спроса, проявляющаяся как закономерная контртенденция. Во-вторых, высокий темп роста сравнительно нового сегмента рынка — экологического туризма, особенно его западноевропейской («германской») модификации.

Глобализация в современном туризме и экологический императив
Во второй половине XX в. человечество столкнулось с такими явлениями, как кислотные дожди, загрязнение Мирового океана, дефицит ресурсов пресной воды, опустынивание и продовольственный кризис, вырубка лесов, рост техногенных выбросов в атмосферу двуокиси углерода и фреонов и — как возможные следствия — изменение климата, разрушение защитного озонового экрана и т.д.

Анализ жизненных циклов и составление экологически интерпретируемых балансов
Жизненные циклы производства того или иного продукта нужно прослеживать, оценивая воздействие на окружающую среду каждого из звеньев процесса. Особо пристального внимания требуют узлы стыковки звеньев. В результате анализа нередко обнаруживается, что значительные усилия, направленные на предотвращение экологического ущерба в одном или нескольких звеньях процесса и давшие хорошие результаты, гасятся потерями в другом звене. Так, тщательная проработка трассы маршрута туристов по охраняемой территории, соблюдение сроков его прохождения, необходимое ограничение численности группы и другие меры могут оказаться напрасными, если плохо информированные посетители унесут с собой в качестве сувениров сорванные растения, найденные окаменелости или выбросят тут же, на маршруте, пустые пластиковые бутылки или другой мусор.

Инструменты аудита в экотуризме
Универсальным инструментом аудита служат протоколы опросов/интервью или контрольные листы. В применении к эколого-туристской проблематике таковыми могут быть, скажем, контрольные листы (чек-листы), направленные на выявление экологичности отелей или иных средств размещения туристов. Хороший пример таких чек-листов представляют собой рекомендации по проведению опросов руководителей и сотрудников отелей, подготовленные для известной туристской фирмы «НУР-ТУРИСТИК» консультантами предприятия «Environmental Protection Services» (Бонн, Германия). Цель опросов — выяснить, какова экологичность отелей и каким образом ее можно повысить.

Этапы работу аудиторов в сфере экотуризма
На каждом из этапов аудиторы прибегают к определенным приемам и способам работы. Ниже охарактеризованы основные инструменты аудита, адаптированные к проблематике экотуризма. Прежде всего, в экологическом аудите в качестве критериев соответствия максимально полно используются действующие нормативы качества окружающей среды, допустимых воздействий на нее, правила лицензирования деятельности, сопряженной с негативным влиянием на окружающую среду, а также экологической сертификации продукции, требования к ведению экологической документации И др. Менеджер экотуризма должен уметь руководствоваться этими нормативами и правилами при организации деятельности фирмы, знать, какая документация необходима и как обеспечить ею аудитора.

Побудительные причины и ожидаемые результаты проведения экологического аудита в туризме
•экономия расходов в результате эффективного использования природных ресурсов и сокращения отходов, выбросов и сбросов;

Основные требования к аудиту и его принципы сводятся к следующему
1. Экологический аудит может проводиться при условии, что его объект четко определен и документально оформлен, а сторона (фирма, предприятие, лицо), приглашающая аудитора, обладает надлежащим образом подготовленной информацией об объекте и готова к сотрудничеству. Следует заметить, что объектами аудита могут быть и документированная экологическая деятельность, и экологические аспекты какой-либо деятельности, и система управления, и мероприятия и т.п.

Экологический аудит
Организация специализированного экологического аудита — одна из важных задач эколого-туристского менеджмента. Вместе с тем программы экологического менеджмента и деятельность менеджера-эколога сами должны подвергаться аудиту. Поэтому организаторам экотуризма необходимо хорошо ориентироваться во всей этой проблематике.

Общие принципы планирования в экотуризме
Одна из генеральных задач, стоящая перед менеджерами экотуризма, — разработка планов его развития, будь то самые первые шаги только что созданной турфирмы или программа эколого-туристского освоения нового региона опытным туроператором.

Программы продвижения России на региональном уровне
Программа (от греч. programma — публичное объявление, распоряжение) означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению процедур, связанных с общностью решаемой проблемы, задачи.

Реклама в средствах массовой информации
Реклама в СМИ является одной из самых действенных и эффективных, если она проводится в течение определенного промежутка времени и направлена на конкретные целевые аудитории. Рекламные кампании, проводимые в СМИ, должны быть четко спланированы и иметь ясные и достижимые цели. Ряд стран широко используют подобную форму продвижения своих туристских продуктов.

Мультимедийные диски
Мультимедийные диски широко используются всеми участниками туристского рынка для продвижения собственного продукта. Низкая себестоимость, возможность применения различных технологий — от видеосъемки до анимационных роликов, использование звукового оформления, большой объем информации, легкость изготовления и тиражирования, небольшой размер — это безусловные преимущества CD-дисков перед традиционными печатными средствами. Кроме того, при запуске диска на компьютере с выходом в Интернет он дает возможность через ссылки выходить на другие ресурсы Сети. Сегодня практически каждая страна имеет собственные CD-продукты. Это дает дополнительные возможности для туроператоров и прессы. Структура диска обычно повторяет структуру сайта и позволяет размещать информацию на нескольких языках.

Внешний вид и содержание сайта
Поскольку доступ в web-сайт начинается с главной страницы, то ее оформление и содержание должно стать ключевым фактором в обеспечении привлекательности для потребителей всего сайта. Исходя из того, что главная страница воспринимается визуально, она должна отличаться высокой степенью аттрактивное™. Основными «строительными элементами» страницы являются цветовая гамма, логотип, иллюстрации, фирменный знак, мультимедийные элементы. Важно обеспечить гармоничное сочетание всех элементов и дать полное представление потребителям обо всем содержании сайта. Логическую стройность и содержательность главной страницы определяют прежде всего информационные рубрики и подрубрики, которые отражают информационную насыщенность сайта.

Национальные выставки
Обычно они являются рабочими форумами для продвижения туристского продукта страны-организатора и, как правило, рассчитаны на профессиональных посетителей: работников отелей, туроператоров, представителей транспортных компаний, туристских администраций регионов и городов. Эти выставки отличаются некоторой строгостью в оформлении стендов и четким деловым протоколом, включающим организацию встреч и конференций. К национальной выставке специально готовится маркетинговая тематика, после выставки организуются Post-convention tours — серия ознакомительных туров по разным программам. Типичными представителями таких выставок являются австралийская биржа АТВ и немецкая GTM. В России самая известная выставка такого рода — MITF, хотя она и не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к национальным туристским биржам.

Выставки как способ продвижения продвижения туристских территорий
Выставки являются центром сосредоточения информации о ситуации на туристском рынке и одной из самых эффективных форм взаимодействия потребителя и продавца. Туристские выставки подразделяются на международные, национальные, региональные и воркшоп. Каждый тип выставки имеет свои особенности, свою рекламную и имиджевую составляющую. По всему миру проводится около 200 туристских выставок, каждая страна может быть как организатором, так и участником международной выставки либо совмещать обе роли.

Аспекты устойчивости проекта
A. Вклад в охрану природных территорий: трастовая компания дополняет природоохранную деятельность Управления по охране дикой природы, сохраняя экосистемы в нетронутом состоянии и поддерживая закон о запрете браконьерства. Для охраны мест обитания, особенно таких редких, как вечнозеленые заболоченные леса, островные сухие вечнозеленые леса, папирусовые болота, используется единый инструмент управления пожарами — контролирование ранних возгораний. Туризм привносит экономические основания для продолжения охраны.

Замбия: экотуристический проект

Название проекта. Национальный парк «Касанка» (Kasanka). Местоположение проекта. Национальный парк «Касанка» и прилегающие территории, Центральная провинция, Замбия. Ответственные организации. НП «Касанка», Управление по охране дикой природы Замбии, трастовые компании «Касанка», «Святая гора» и «Бейт» (Великобритания), посольства Германии, Нидерландов и Дании, Британская верховная комиссия.

Проблемы и их решения
Загрязнение реки. Сильное длительное загрязнение разрушило большинство экосистем реки и привело к тому, что ближайшие селения стали отодвигаться от ее русла. План предполагал организацию совместной системы очистки сточных вод для палестинского и израильского регионов с целью охватить все источники загрязнения, что позволит производить очистку реки по всей длине.

Финансирование израильского проекта
Для финансирования проекта широко использовались общественные источники, которые подкреплялись частными и международньвогсубсидиями. Все шесть организаций, принимавших участие в проекте, вложили средства в планирование и восстановление реки. Значительная часть средств была получена от организаций, возглавлявших проект, включая Министерство окружающей среды, Еврейский национальный фонд, Региональный совет Эмек Хифер, местное управление канализации, Министерство национальной инфраструктуры, Государственную туристскую корпорацию и Комиссию по водным ресурсам. Бюджет проекта составил в 1998 г. 80 тыс., в 1999 г. — 600 тыс., в 2000 г. — 3 млн фунтов стерлингов.

Израильский экотуристический проект
Название проекта. Восстановление русла реки Александр. Местоположение проекта. Река Александр на протяжении 32 км протекает по северной части центрального района Тель-Авива. Она берет начало в окрестностях города Тул Карем на холмах Самарии и впадает в Средиземное море.