Песни у костра

музыкально-туристический портал


Основные формы и методы продвижения туристских территорий

Глобализация в современном туризме и экологический императив

Во второй половине XX в. человечество столкнулось с такими явлениями, как кислотные дожди, загрязнение Мирового океана, дефицит ресурсов пресной воды, опустынивание и продовольственный кризис, вырубка лесов, рост техногенных выбросов в атмосферу двуокиси углерода и фреонов и — как возможные следствия — изменение климата, разрушение защитного озонового экрана и т.д.

Эти явления, возникающие по преимуществу в результате локальных и региональных, но массовых действий, приобрели глобальные масштабы и породили глобальные экологические проблемы человечества. Наиболее известные из них:

• продолжающийся экспоненциальный рост численности населения Земли;

• изменение газового состава атмосферы и теплового баланса Земли, в принципе способное привести к значительным изменениям климата (причины — промышленные выбросы «парниковых» газов, нефтяное загрязнение океана, вырубка лесов, рост площади пашен и др.);

• сокращение запасов чистой пресной воды (причины — загрязнение, непродуктивное использование на орошение, одно из следствий — ежегодно 5 млн человек умирают от употребления недоброкачественной питьевой воды);

• потеря биологического разнообразия (одно из следствий — утрата устойчивости экосистем и всей биосферы);

• снижение плодородия земель, развитие процессов опустынивания (одно из следствий — хроническое голодание более чем 800 млн человек);

• распространение экологически обусловленных болезней людей и увеличение числа генетических уродств новорожденных.

Экологические глобальные проблемы человечества одновременно и сугубо личные, и общественные. Так, казалось бы вполне личный выбор — курить или не курить — наделе оказывается общественно значимым, поскольку каждый курильщик превращает сразу нескольких некурящих людей в вынужденных курильщиков, поневоле вдыхающих табачный дым. Точно так же личный выбор покупать или не покупать букетики дикорастущих цветов, скажем краснокнижных ночных фиалок, означает, что тот, кто их покупает, лишает все общество возможности увидеть эти цветы на лугах и в лесах. Не станем покупать полевые и лесные цветы — не будут их рвать и продавать.

Личным выбором и поведением потребителей определяется в конечном итоге безудержный рост производства вещей-однодневок от модных (на месяц или на неделю!) «аксессуаров» или дисков с поп-музыкой до модных (на один год!) автомобилей. Рост производства, в свою очередь, стимулирует потребление природных ресурсов, загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами и так далее, вплоть до экологических катастроф.

Глобализация — объективный процесс. Столь же объективно и стремление содействовать его позитивным последствиям (распространение информации и образования) и противоборствовать — негативным, в том числе экологическим. Вот почему следует внимательно анализировать процессы глобализации и порождаемые ими проблемы — и, так сказать, первичные экологические (экспоненциальный рост численности населения), и вторичные экологические, имеющие своим первоисточником экономические явления. В этом смысле туризм — явление, порождающее именно вторичные экологические проблемы.

Возврат к списку