Песни у костра

музыкально-туристический портал


Основные формы и методы продвижения туристских территорий

Инструменты аудита в экотуризме

Универсальным инструментом аудита служат протоколы опросов/интервью или контрольные листы. В применении к эколого-туристской проблематике таковыми могут быть, скажем, контрольные листы (чек-листы), направленные на выявление экологичности отелей или иных средств размещения туристов. Хороший пример таких чек-листов представляют собой рекомендации по проведению опросов руководителей и сотрудников отелей, подготовленные для известной туристской фирмы «НУР-ТУРИСТИК» консультантами предприятия «Environmental Protection Services» (Бонн, Германия). Цель опросов — выяснить, какова экологичность отелей и каким образом ее можно повысить.

Темы опросов таковы: экономия энергии и воды, сокращение и утилизация отходов, охрана окружающей.среды при строительстве и оборудовании наружных сооружений, экологическое информирование и безопасность клиентов и работников отелей. Эти опросы проводятся во всех основных структурных/функциональных подразделениях отелей: в дирекции, отделе закупок/снабжения, ресторане и кухне, бюро продаж и регистрации клиентов, хозяйственном отделе, наружных сооружениях, автомобильном парке.

Вопросы, которые аудитор задает работникам отеля по всем названным темам, составлены таким образом, чтобы ответы позволили выявить четыре типа мероприятий, способных улучшить ситуацию:

• мероприятия, которые могут быть реализованы быстро и не требуют дополнительных инвестиций;

• мероприятия, требующие небольших и быстро окупаемых инвестиций;

• мероприятия, требующие значительных инвестиций и реализуемые в течение довольно длительного времени;

• мероприятия, реализуемые только в сотрудничестве с местными

властями.

Опросные листы дополняются комментариями разработчиков, позволяющими интерпретировать ответы на задаваемые вопроск. Эти вопросы предполагают только два варианта ответов — «да» и «нет».

В качестве примеров для разработки чек-листов приведем несколько вопросов, ответов и комментариев по теме «Экономия воды». Вопросы, выявляющие мероприятия первого типа:

1. Меняете ли вы постельное белье, полотенца и скатерти по мере необходимости или регулярно, незгвисимо от пожеланий клиентов?

2. Контролируете ли вы систематически исправность системы водоснабжения и канализации?

3. Ремонтируете ли вы систематически водопроводные краны и бачки в туалетах?

Комментарий: ответы «да» означают, что владельцы отеля могут практически без дополнительных затрат сократить потребление воды на20%-30%.

Вопросы, выявляющие мероприятия второго типа:

1. Имеются ли на кранах в ванных комнатах ограничители потока воды и экономичные головки для душей?

2. Имеются ли в туалетах экономичные смывные бачки для унитазов? Комментарий: ответы «да» означают* что вы можете сократить потребление воды на 30%—50%, затратив на это небольшие средства.

Вопросы, выявляющие мероприятия третьего типа:

1. Подводится ли собранная дождевая и отработанная техническая вода после очистки к смывным бачкам?

2. Используете ли вы очищенную дождевую и Использованную техническую воду для наружных сооружений и для полива?

Комментарий: ответы «да» означают возможность со временем кардинально сократить водопотребление.

Вопросы, выявляющие мероприятия четвертого типа:

1. Присоединен ли ваш отель к коммунальному водоочистному сооружению? .

2. Проверяется ли регулярно исправность общественных водопроводов?

3. Достаточна ли коммунальная инфраструктура водоснабжения и канализации?

4. Обсуждали ли вы эти вопросы с местными властями? Комментарий: для решения ряда проблем необходимо взаимодействие с властями, которое вы должны инициировать.

Возврат к списку