Основные требования к аудиту и его принципы сводятся к следующему
1. Экологический аудит может проводиться при условии, что его объект четко определен и документально оформлен, а сторона (фирма, предприятие, лицо), приглашающая аудитора, обладает надлежащим образом подготовленной информацией об объекте и готова к сотрудничеству. Следует заметить, что объектами аудита могут быть и документированная экологическая деятельность, и экологические аспекты какой-либо деятельности, и система управления, и мероприятия и т.п.
2. Аудитор должен быть независим от стороны, его пригласившей, компетентен (аудиторская деятельность лицензируется) и объективен!
3. Отношения между аудитором и клиентом строятся на основе доверия, конфиденциальности и взаимного уважения; основой для сотрудничества служит договор об аудиторской проверке.
4. Аудит проводится по известным систематизированным правилам и в соответствии с согласованной программой, которая разрабатывается вместе с клиентом.
5. Цели, объем и критерии аудита также согласовываются заранее.
6. Надежность, достоверность, а также пределы компетенции аудиторских оценок и выводов должны быть обоснованы и четко обозначены.
7. Итоговым документом аудита является аудиторское заключение, в котором должны содержаться следующие сведения:
• идентификация проверяемой организации/клиента;
• идентификация аудитора (или группы аудиторов) и участников проверяемой организации, вовлекаемых в процедуры аудита;
• цели и объем аудита, его критерии;
• указания на конфиденциальность тех или иных конкретных материалов;
• описание процесса аудита, трудностей, проблем и т.п.;
• аудиторские оценки/выводы и рекомендации.
Поскольку, как подчеркивалось выше, аудит — процедура в основном добровольная, менеджеру экотуризма важно четко формулировать мотивы проведения аудиторской проверки.
Наиболее распространенные причины, побуждающие фирму или организацию предпринять соответствующую проверку, обычно таковы:
•потребность в составлении экологического паспорта предприятия, организации, фирмы;
• необходимость платы за нанесение ущерба окружающей среде;
• стремление к экономии ресурсов;
• желание приобрести благоприятную репутацию в глазах партнеров, клиентов или вероятных покупателей.