Песни у костра

музыкально-туристический портал


Основные формы и методы продвижения туристских территорий

Общие принципы планирования в экотуризме

Одна из генеральных задач, стоящая перед менеджерами экотуризма, — разработка планов его развития, будь то самые первые шаги только что созданной турфирмы или программа эколого-туристского освоения нового региона опытным туроператором.

Выше, в предыдущих параграфах, были охарактеризованы важные компоненты эколого-туристского менеджмента, во многом связанные с этой задачей. В конце главы целесообразно кратко остановиться на трех основных этапах эколого-туристского планирования. В целом они характерны для планирования всех видов туризма, но применительно к экотуризму обладают рядом особенностей [см.: Экотуризм на пути в Россию].

Первый этап — определение цели проекта или программы. Важно возможно более четко сформулировать перспективную цель, которую ставят перед собой организаторы экотуризма в данном проекте или регионе. При этом должен быть проанализирован и принят во внимание общий контекст развития территории, выявлены цели и интересы других действующих программ или организаций и лиц. Особое внимание следует уделить природоохранным проблемам и за- I дачам, характерным для региона.

Второй этап — тщательный анализ текущей ситуации. Прежде I всего нужно выяснить, на какой стадии туристского освоения нахо-1 дится регион, затем оценить его эколого-туристский потенциал, выявить доступные ресурсы. Далее определяются возможные экологические и социально-культурные последствия планируемого освоения. Следующий шаг — анализ политической и рыночной ситуации в регионе и определение затрат, требуемых для выполнения проекта. Наконец, необходимо сопоставить слабые и сильные стороны проекта, используя, например, SWOT-анализ. В результате принимается предварительное решение о принятии проекта или отказе от него.

Третий этап — разработка общей концепции и подробного плана осуществления проекта. Вначале полезно сформировать комитет планирования с привлечением всех заинтересованных сторон. Затем коллективно выбирается лучшая из возможных стратегий достижения целей проекта, определяются роли и функции участников, формулируются их задачи. Далее начинается собственно разработка эколого-туристского продукта, проводится маркетинг, выстраивается долгосрочная экологическая политика организаторов проекта, определяются необходимость и формы участия местного населения, обучения сотрудников и местных жителей. Наконец, разрабатывается реальный бюджет проекта с учетом всех его особенностей, а также плана управления проектом и его мониторинга.

Таковы самые общие рекомендации. Их нужно применять творчески, сообразуясь с реальными местными условиями, ресурсами фирмы и многими другими обстоятельствами. Важно с самого начала рассчитывать на неизбежные затраты и даже на возможность отрицательного результата. Не исключено, что окончательное решение об отказе от проекта будет принято на самом последнем этапе его планирования. Но лучше потерять средства на стадии планирования (а предусмотреть такие средства необходимо), чем потерпеть неудачу после вложения гораздо более значительной суммы в реализацию плохо подготовленного плана.

Возврат к списку