Тенденции в развитии мирового туризма
С начала 1990-х гг. в развитии мирового туризма весьма заметно обозначились две взаимосвязанные тенденции. Во-первых, глобальное распространение высокотехнологичных стандартизованных туристских услуг и одновременно некоторая диверсификация спроса, проявляющаяся как закономерная контртенденция. Во-вторых, высокий темп роста сравнительно нового сегмента рынка — экологического туризма, особенно его западноевропейской («германской») модификации.
Последняя тенденция напрямую связана с растущей экологизацией общественного сознания и культуры, с экологическим императивом, В то же время она должна рассматриваться в едином контексте с первой тенденцией как один из мощных факторов диверсификации туристского спроса.
Глобализация в туризме предстает в виде совокупности взаимосвязанных явлений в сферах технологии, экономики и политики. Рынок международного туризма существенно расширился за последние десятилетия. Выросли глобальные туристские потоки, сформировались крупнейшие транснациональные компании, развились и унифицировались туристские технологии и туристский продукт, достигшие уровня стандартизации, характерного для современных отраслей индустрии. Глобализация в туризме представляет собой, по мнению участников 46-го конгресса Международной научной ассоциации экспертов туризма (1996), отчетливый мегатренд. Так, в связи с развитием процессов глобализации в сфере туризма следует принимать во внимание следующие явления.
1. На туристских рынках.
'• рост покупательских возможностей;
• эффекты взаимозависимости рынков;
• роль информации в распространении предложений.
2. В корпоративных структурах:
• использование благоприятных аспектов глобализации компаниями, активно развивающими международный туризм;
•давление на малые компании, побуждающее их трансформироваться в средние.
3. В обстоятельствах формирования туристского продукта:
• барьеры на пути мирового расширения рынков;
• воздействие глобализации на цены, заработную плату и занятость;
• повышение международных стандартов; .
• потребность в обучении на всех уровнях. А. В туристских регионах.
• необходимость приспосабливаться к конкурентным стратегиям;
• возрастающее влияние туристской политики.
5. В сфере культуры:
•формирование «глобальной деревни» и рост региональной культурной идентификации.
6. В экологической политике:
• устойчивое развитие.