Песни у костра

музыкально-туристический портал


Основные формы и методы продвижения туристских территорий

Анализ жизненных циклов и составление экологически интерпретируемых балансов

Жизненные циклы производства того или иного продукта нужно прослеживать, оценивая воздействие на окружающую среду каждого из звеньев процесса. Особо пристального внимания требуют узлы стыковки звеньев. В результате анализа нередко обнаруживается, что значительные усилия, направленные на предотвращение экологического ущерба в одном или нескольких звеньях процесса и давшие хорошие результаты, гасятся потерями в другом звене. Так, тщательная проработка трассы маршрута туристов по охраняемой территории, соблюдение сроков его прохождения, необходимое ограничение численности группы и другие меры могут оказаться напрасными, если плохо информированные посетители унесут с собой в качестве сувениров сорванные растения, найденные окаменелости или выбросят тут же, на маршруте, пустые пластиковые бутылки или другой мусор.

Составление материальных и иных балансов и их экологическая интерпретация также позволяют выявить и сопоставить достижения и промахи в экологическом управлении деятельностью туристского предприятия. Балансы полезно иметь для основных потребляемых ресурсов, включая энергию, а также сырье, конечные продукты и отходы.

В значительной мере этот инструмент аудита дополняет изучение жизненного цикла того или иного продукта предприятия, но балансовый анализ может быть применен и к предприятию в целом. При этом, как «сквозной» метод, он должен предприниматься с учетом структуры предприятия и связей между его звеньями/подразделениями. Это означает, что недостаточно сопоставлять приходные и расходные статьи баланса только лишь на «входе» и «выходе», рассматривая все предприятие как черный ящик.

Выбирая объекты для балансового анализа, нужно стремиться к тому, чтобы не упустить из виду какую-либо из эколого-туристских технологий, применяемых на данном предприятии (см. главу 6).

Следует подчеркнуть, что балансовый анализ наиболее эффективен при условии хорошего знания не только структуры, но и механизмов процесса. Например, составляя баланс энергии, важно учесть не только ее поступление и расход в виде топлива или электротока, но и перенос с подогретой водой.

Полезно иметь в виду еще два типичных аспекта аудиторской проверки. Во-первых, динамику анализируемых показателей деятельности предприятия за несколько лет. При этом могут выявляться как тенденции изменений, так и их причины, что весьма важно для разработки рекомендаций по улучшению деятельности фирмы. Во-вторых, специального внимания требуют особые, экстремальные события и ситуации. Например, аварийные выбросы загрязняющих веществ. При этом необходимо оценивать экологические риски, связанные с

вероятностью возникновения экстремальных ситуаций и техногенного, и природного характера.

В заключение обозначим пять ключевых вопросов, которые аудитор непременно должен задать себе и заказчику перед началом или уже в процессе работы:

1. Кого и о чем спрашивать (участники процесса и списки вопросов)?

2. Что и какими способами анализировать (объекты и методы анализа)?

3. Какие материалы предприятия использовать?

4. С чем сравнивать параметры деятельности предприятия?

5. Как оформить результаты проверки? /

И еще один очень важный мотив и часто ожидаемый эффект проведения экологического аудита: на основе авторитетного аудиторского заключения туристское предприятие может сравнительно легко получить ряд экологических сертификатов, весьма популярных в настоящее время (см. главу 6, § 6.5).

Возврат к списку