Интегральная оценка рекреационного потенциала
Интегральная оценка рекреационного потенциала любого объекта или территории конвенциональна или условна, поскольку неизбежно включает качественные показатели и может получить осмысленную трактовку только в сравнении с оценкой потенциала другого объекта. Это означает, во-первых, что в зависимости от детальности принятой шкалы необходимо оценивать вместе минимум пять, а максимум семь объектов (по числу градаций шкалы) и, во-вторых, всегда следует четко определять, в пределах какого региона выполняются оценка и сравнение потенциалов. Ведь от этого обстоятельства зависит расстановка высших и низших значений оценочных баллов. Действительно, Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник может получить высший балл по богатству флоры среди охраняемых территорий Московской области, но только средний или даже более низкий среди всех охраняемых территорий России.
Итак, выявление и оценку эколого-туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как сравнение,
• анализируя фиксированный набор компонентов потенциала,
• используя для получения итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме,
•вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов
оценки,
• четко обозначая территориальные рамки сравнения. Косновньш характерным видам эколого-туристских услуг и товаров
относятся:
•разработанные, обустроенные и контролируемые постоянные
маршруты и экологические тропы;
• образовательные и консультационные услуги самых разных типов;
• организация спортивного, приключенческого, зеленого сельского, лечебного и реабилитационного туризма;
• специальные экологические и эколого-культурные туры;
• экскурсионные услуги, в том числе экскурсии по особо охраняемым территориям;
• проведение специальных мероприятий и акций (ярмарки, аукционы, фестивали, конкурсы, выставки и т.п.);
• контролируемая заготовка туристами «даров природы»;
• продажа экологически чистых местных продуктов питания;
• экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги;
• прокат туристского снаряжения;
• изготовление и продажа сувениров, в том числе и почтовых марок;
• продажа торговых знаков с местной экологической символикой, рекламные услуги;
• изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото- и кинопродукции.