Песни у костра

музыкально-туристический портал


Определения, принципы и признаки экотуризма

Известно множество определений экотуризма. Все они отражают те или иные существенные черты и свидетельствуют о разнообразии его конкретных форм. Приведем два определения, наиболее распространенные в немецкоязычной литературе.

В соответствии с представлениями известного теоретика туристи-ки Й. Криппендорфа, главная цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим, или спокойным, туризмом, состоит в том, чтобы «долговременно обеспечивать физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формах поселений с учетом долговременных интересов местных жителей»1.

Похожее по структуре, но несколько иное по содержанию определение предложил К.Х. Рохлитц: «Мягкий туризм - это количественно умеренный туризм, который... создает для местных жителей экономические выгоды и обеспечивает взаимопонимание между гостями и местными жителями, а также не причиняет ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде»1.

В-качестве характерного для англоязычных стран примера можно привести определение, разработанное правительственными и общественными туристскими и природоохранными организациями Австралии и используемое в документе «Национальная стратегия экотуризма». «Экотуризм — это экологически устойчивый туризм, имеющий своим основанием природу, включающий ознакомление с окружающей природной средой и ее объяснение» [Allcock..., p. 17].

Другое, более полное и широко известное англоязычное определение принято Международным обществом экотуризма: «Целенаправленные путешествия по природным территориям с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, не нарушающие целостность экосистем, способствующие тому, чтобы охрана природных ресурсов была выгодной для местных жителей».

Несмотря на все возрастающую популярность экологического туризма, его доля в мировом обороте туристского капитала, по оценкам экспертов ВТО, в среднем не превышает 10%. В значительной мере это объясняется умелым управлением поведения массового потребителя стандартных туристских услуг, потребителя, несколько опасающегося определения «экологический» и связывающего с ним представления об исключительно спартанских условиях отдыха (соломенный тюфяк вместо уютной постели, грубая одежда и пища, пыль, москиты и тому подобные испытания, что неверно в принципе).

Управление потоками сборщиков
Потоками приезжих «неорганизованных» сборщиков можно и нужно управлять. Причем особенно эффективна в данном случае не столько служба охраны национального парка, сколько организация недорогих и привлекательных услуг. Например, платная информационная служба, направляющая сборщиков на специальные «уловистые» маршруты, или помощь им в обработке добытых лесных даров. Вообще, собственные небольшие предприятия по консервированию грибов, ягод и т.п. способны принести парку ощутимый доход. Эти же предприятия могут оказать сборщикам другую помощь — консультациями, инвентарем и пр.

Основные целевые группы клиентов и партнеры
Организаторам экологического туризма приходится иметь дело отнюдь не только со «знающими» клиентами и партнерами, хорошо подготовленными к участию в настоящих экологических турах. Туристы не становятся экотуристами сразу, они вовлекаются в эколого-турист-ские программы постепенно, в том числе благодаря сотрудничеству организаторов экотуризма с природоохранными организациями, администрациями охраняемых территорий, прессой и т.д. Успешное формирование эколого-туристского продукта невозможно без взаимодействия между основными целевыми группами и партнерами. К ним относятся:

Анкета эколого-социологического опроса местных жителей национального парка «Мещера»
Заполнить анкету просто. Для большинства вопросов даны возможные варианты ответов, и вам необходимо лишь обвести кружком номер одного или нескольких из них, соответствующих вашему мнению. В ряде случаев для ответа оставлены свободные строчки.

Сложности при анкетировании
Проводить беседы с руководителями российских здравниц весьма непросто. Подчас они не хотят сообщать нужные сведения из опасения дать неверный или, как им представляется, «вредный» для них ответ. Другое дело, что организаторы отдыха нередко просто не обладают объективными экологическими сведениями или не знают, как их получить. Но их беспокоит, так сказать, экологическая репутация своего заведения.

Перечень вопросов руководителям/экспертам туристских предприятий
Перечень вопросов руководителям/экспертам туристских предприятий для оценки экологичности предлагаемых услуг и экологической ситуации (упрощенный вариант для экспресс-опроса) выглядит следующим образом.

Эколого-социологический анализ и целевые группы
Из этих туристских услуг и товаров должны быть составлены целостные программы. Общие представления о способах составления из «элементарных» компонентов целостных туристских программ содержатся в «Азбуке для туроператора» [см.: И. Зорин, А. Зорин]. Ее авторы рекомендуют различать элементарные рекреационные занятия или действия туриста (например, сбор ягод, грибов, орехов, трав и т.п. или прогулки пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.) и обобщенные на их основе типы занятий (действий) — в приводимом примере это будут заготовки даров леса и прогулки. Все элементарные занятия предлагается объединить в 17 типов (в алфавитном порядке): альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, водный, коммерческо-деловой, курортный, культурно-оздоровительный, охотничье-рыболовный, паломнический, приключенческий, приморский, развлекательный, спортивно-туристский, фестивально-конгрессный, экологический, экзотический, этнографический.

Интегральная оценка рекреационного потенциала
Интегральная оценка рекреационного потенциала любого объекта или территории конвенциональна или условна, поскольку неизбежно включает качественные показатели и может получить осмысленную трактовку только в сравнении с оценкой потенциала другого объекта. Это означает, во-первых, что в зависимости от детальности принятой шкалы необходимо оценивать вместе минимум пять, а максимум семь объектов (по числу градаций шкалы) и, во-вторых, всегда следует четко определять, в пределах какого региона выполняются оценка и сравнение потенциалов. Ведь от этого обстоятельства зависит расстановка высших и низших значений оценочных баллов. Действительно, Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник может получить высший балл по богатству флоры среди охраняемых территорий Московской области, но только средний или даже более низкий среди всех охраняемых территорий России.

Оценка ресурсов
Оценка ресурсов всегда осуществляется в нескольких аспектах или по нескольким блокам параметров. Эти параметры различны (и специально подбираются) для каждого вида рекреационной деятельности. Обычно ресурсы рекомендуется оценивать в функциональном, гигиеническом, эстетическом, технико-экономическом и природоохранном аспектах. Принципы и критерии такой оценки должны быть адекватны каждому конкретному аспекту.

Оценка эколого-туристского потенциала
Схема оценки эколого-туристского потенциала складывается из следующих основных компонентов. Все множество этих элементов целесообразно разделить на три группы: компоненты природных и культурных ландшафтов и сами ландшафты; средства осуществления экологических туров (программ, экскурсий); условия их осуществления.

Оценка эколого-туристского потенциала и доступных ресурсов
В общих толковых, а также в энциклопедических словарях под термином «потенциал» (от лат. potentia — сила) понимаются «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи» (БЭС, 2002). Это достаточно емкое и вместе с тем универсальное определение, безусловно, может быть принято за основу и в туристике. Необходимо только наполнять его конкретным содержанием в зависимости от:

Формирование эколого-туристского продукта
Термином «туристский продукт» обозначаются три различных понятия. Во-первых, согласно закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турпродукт — это «право на тур, предназначенный для реализации туристу». Такое определение не всегда корректно, так как оно меняет общепринятый смысл слова «продукт», хотя и подчеркивает правовой характер отношений между продавцом и покупателем. Во-вторых, в соответствии с общепринятым словоупотреблением туристский продукт — это потребительский комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионные услуги и товары. (Здесь уместно подчеркнуть невещественный характер части тур-продукта, а именно туристских услуг.) В-третьих, турпродуктом именуют совокупность потребительских стоимостей этого комплекса.

Питание экотуриста
Пища экотуриста, как и любого человека, должна быть экологически чистой, безопасной и полезной. Существует, однако, ряд особенностей организации питания экотуристов. Дело в том, что одна из установок экотуризма заключается в широком использовании местных продуктов и местной кухни. Однако те продукты и блюда, к которым адаптированы местные жители, могут оказаться неподходящими или даже вредными для туристов, приехавших из далеких по природным условиям регионов и привыкших к иной. пище. Поэтому при поездках в далекие и экзотические страны не следует планировать для всех участников тура исключительно местное меню. Разнообразие и возможность замены блюд — необходимое условие организации питания в экотуризме. Также важно наличие вегетарианского меню, поскольку многие экотуристы, особенно пожилые, предпочитают овощную и фруктовую диету как по физиологическим, так и по идеологическим причинам.

Утилизация мусора с предварительной сортировкой
Способ решения проблемы мусора путем утилизации с предварительной сортировкой особенно актуален в походных условиях. Не следует класть в рюкзак то, что заведомо придется выкинуть. Но необходимо взять с собой специальный мешок для сбора того мусора, который нельзя оставлять в природе. Так, если в прежних туристских руководствах рекомендовалось пустую консервную банку обжечь на костре и затем затоптать в землю, то теперь стало ясно — пустую банку нужно сплющить и унести. Ведь пустая банка легче полной, так что рюкзак не станет тяжелее. То же касается и пустой бутылки. Ни в коем случае не следует сжигать на костре пластиковые упаковки, потому что продукты их горения очень токсичны. Весь пластик необходимо уносить с собой.

Отходы, продукты питания и безопасность
Сокращение и утилизация стоков, газообразных выбросов, твердых бытовых отходов (мусора) — важнейший аспект применения экотех-нологий. Технические пути решения проблемы стоков и выбросов в целом хорошо разработаны и более или менее известны. Они используются и на туристском транспорте, и в сфере размещения и обслуживания. Некоторые стороны этих проблем охарактеризованы выше. Значительно меньше в российской практике распространены экологичные способы утилизации мусора.

Определение целесообразности рекреационной нагрузки
Определить целесообразную рекреационную нагрузку весьма сложно. Несмотря на множество рекомендаций, единственно правильного рецепта не существует. Дело в том, что допустимая нагрузка зависит не только от свойств рекреационной территории, но и от целого ряда иных факторов: обустройства маршрутов, интересов и поведения туристов, продолжительности их пребывания на объектах посещения, способов передвижения, тематики экскурсий и др. Поэтому для одной и той же территории допустимые нагрузки варьируют в зависимости от сочетания действующих факторов, включая способы управления туристскими потоками1.

Проблемы с водоснабжением
Водосбережение — вторая из важнейших задач внедрения экологичных технологий в практику экотуризма. И опять-таки в первую очередь соответствующие технологии необходимо применять в сфере размещения и обслуживания. Основные усилия должны быть сосредоточены на оснащении ванных комнат и туалетов. Именно здесь расходуется в среднем до 37% всех ресурсов воды, потребляемой в гостиницах. Расходы на другие нужды таковы (в процентах):

Использование природных ресурсов
Использовать энергию и иные природные ресурсы следует экономно, по возможности ориентируя все туристские предприятия, а особенно эколого-туристские (прежде всего предприятия сферы размещения и обслуживания), на возобновимые источники.

Транспорт для туризма
Современный воздушный индивидуальный туристский транспорт тоже не всегда экологичен и дружествен природе, причем по разным причинам. Так, мотодельтапланы — это источник шума и загрязнения. А вот безвредные в этом отношении парапланы могут причинять беспокойство сидящим на гнездах с яйцами или птенцами крупным птицам. Нежелательны и снегоходы (выхлопы, беспокойство для людей и животных). Приветствуются велосипеды, лыжи, сани, лошади, верблюды, слоны, собачьи и оленьи упряжки и т.д.

Транспорт и туристское снаряжение
Транспорт - это важнейшая сфера применения эколого-туристских технологий. Экологичность транспорта оценивается по двум универсальным критериям. Во-первых, по затратам энергии на перевозку одного пассажира (туриста) на километр пути. Они могут быть представлены как в энергетических единицах, так и в единицах условного топлива. Во-вторых, по количеству вредных веществ (в весовых или иных принятых единицах), выбрасываемых тем или иным транспортным средством определенного типа, тоже отнесенному к числу перевозимых пассажиров и расстоянию.

Рекомендации при строительстве экологических домов
Существуют экологически осмысленные рекомендации при строительстве экологических домов. Укажем здесь только некоторые из них, касающиеся строительных и отделочных материалов: предпочтение следует отдавать дереву, камню или кирпичу, но не бетону, не рекомендуется использовать асбест, линолеум, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты (ДСП, ДВП), цинковые белила и растворители красок, содержащие бензол и толуол.