Основные целевые группы клиентов и партнеры
Организаторам экологического туризма приходится иметь дело отнюдь не только со «знающими» клиентами и партнерами, хорошо подготовленными к участию в настоящих экологических турах. Туристы не становятся экотуристами сразу, они вовлекаются в эколого-турист-ские программы постепенно, в том числе благодаря сотрудничеству организаторов экотуризма с природоохранными организациями, администрациями охраняемых территорий, прессой и т.д. Успешное формирование эколого-туристского продукта невозможно без взаимодействия между основными целевыми группами и партнерами. К ним относятся:
• участники специальных экотуров;
• экскурсанты и туристы из школ, других образовательных, а также научных учреждений;
• «неорганизованные» туристы, а также отдыхающие на местных базах, в кемпингах, пансионатах и т.п. («организованные» туристы);
• туроператоры и турагенты, посетители туристских выставок;
• администрации охраняемых природных территорий;
• представители массмедиа;
• местные жители и власти;
• научные и природоохранные организации.
Рассмотрим некоторые примеры взаимодействия, а именно — работу с «неорганизованными» и «организованными» туристами, а также участниками экологически ориентированных экскурсий/туров в национальных парках, поскольку именно эти группы составляют основные — действующий и потенциальный — потоки российских эко-туристов.
В национальных парках ведущими организаторами экотуризма выступают их администрации, однако обычно при участии турфирм. Поэтому ниже основное внимание уделяется роли именно администраций и некоторым задачам их сотрудничества с туроператорами. Другие аспекты взаимодействия организаторов экотуризма с партнерами и особыми целевыми группами клиентов будут освещены в следующих главах пособия.
1. «Неорганизованные» туристы и отдыхающие в санаториях, на турбазах, в, кемпингах и т.п. («организованные туристы»). Эту обширную совокупность туристов следует разделить, по крайней мере, на следующие подгруппы:
• сборщики грибов, ягод, растений, рыбаки (если парк допускает лицензионную рыбную ловлю); что же касается охоты, то развивать ее
даже в контролируемых условиях согласно этическим принципам, принятым большинством национальных и международных эколого-туристских ассоциаций, не рекомендуется;
• «стихийные» туристы выходного дня;
• участники самодеятельных турпоходов (пеших, велосипедных, водных и др.);
•дачники (собственники и дачесъемщики);
• «организованные» отдыхающие (размещающиеся на стационарных базах — в кемпингах, туркомплексах, пансионатах, санаториях и т.п.).
Интересы первых четырех подгрупп во многом очевидны и при всей своей специфичности отчасти совпадают. Сбором грибов, ягод, орехов, цветов занимаются не только «профессионалы», поставляющие «дары природы» на городские рынки, но и многие дачники, а также, конечно, местные жители (их разнообразные интересы, связанные с парком, составляют предмет специального изучения — см. анкету на с. 80-81).