Песни у костра

музыкально-туристический портал


Определения, принципы и признаки экотуризма

Эколого-социологический анализ и целевые группы

Из этих туристских услуг и товаров должны быть составлены целостные программы. Общие представления о способах составления из «элементарных» компонентов целостных туристских программ содержатся в «Азбуке для туроператора» [см.: И. Зорин, А. Зорин]. Ее авторы рекомендуют различать элементарные рекреационные занятия или действия туриста (например, сбор ягод, грибов, орехов, трав и т.п. или прогулки пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.) и обобщенные на их основе типы занятий (действий) — в приводимом примере это будут заготовки даров леса и прогулки. Все элементарные занятия предлагается объединить в 17 типов (в алфавитном порядке): альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, водный, коммерческо-деловой, курортный, культурно-оздоровительный, охотничье-рыболовный, паломнический, приключенческий, приморский, развлекательный, спортивно-туристский, фестивально-конгрессный, экологический, экзотический, этнографический.

Разнообразие занятий и их типов можно описать и иначе. Но важен сам подход: от элементарных «кирпичиков» к типам, а далее, и это наиболее конструктивный путь, к циклам, модулям и программам туристской деятельности, формируемым или «внутри» ведущего типа занятий, или путем соединения типов по двум принципам, обеспечивающим насыщенность и привлекательность программы, — по принципу совместимости-взаимозаменяемости элементарных занятий и принципу Их дополнительности. По сути дела, приблизительно таким способом опытный туроператор или бывалый турист интуитивно и формирует туристскую программу. Однако именно четкость и системность упомянутой «Азбуки», а также возможность рассчитывать длительность, атграктивность и рекреационную эффективность построенных с ее помощью программ делают ее одним из полезных инструментов туроператорской работы.

Надежно определить целевые группы, адекватные конкретному типу эколого-туристского продукта, можно после того, как о потенциальных клиентах собраны разносторонние сведения. Как минимум должны быть установлены:

• интерес и общее отношение клиентов к экологической проблематике, в том числе понимание ими общественных экологических потребностей и обязанностей, а также их озабоченность личной экологической безопасностью;

• готовность или желание участвовать в турах сугубо экологической ориентации или вообще в природно-ориентированных турах;

• информированность об экотуризме в целом и об особенностях тематики и программы предполагаемого тура;

• склонность к активной деятельности, уместной и доступной в рамках тура и направленной на решение каких-либо экологических задач.

Должны быть также установлены факторы, определяющие общие интересы и склонности как клиентов, так и поставщиков услуг.

Важным инструментом такого анализа служат эколого-социологиче-ские опросы. Их результаты необходимо контролировать по независимым данным.

В качестве примера эколого-социологических опросников приведем две анкеты. Первая была использована в опросе руководителей и клиентов нескольких здравниц Подмосковья, вторая — в опросе местных жителей национального парка «Мещера».

Возврат к списку