Песни у костра

музыкально-туристический портал


Определения, принципы и признаки экотуризма

Сложности при анкетировании

Проводить беседы с руководителями российских здравниц весьма непросто. Подчас они не хотят сообщать нужные сведения из опасения дать неверный или, как им представляется, «вредный» для них ответ. Другое дело, что организаторы отдыха нередко просто не обладают объективными экологическими сведениями или не знают, как их получить. Но их беспокоит, так сказать, экологическая репутация своего заведения.

Эти выводы корреспондируют с результатами опроса клиентов, выполненного по другой анкете. Практически все респонденты определенно отвечали «да» на самый простой и в то же время очень существенный для оценки общего положения на рынке вопрос: «Важно ли для вас экологическое состояние той местности, куда вы едете?» Причем из пяти возможных вариантов ответа они выбирали самый сильный: «Да, безусловно, важно». Но, сравнивая по важности те причины, которые побудили их выбрать тот или иной тур, эти же респонденты могли на первое место поставить фактор цены. Вообще, выбор тура с учетом его экологичности — процесс многофакторный и сложный.

Поэтому, планируя нашу работу и составляя анкеты, мы отчетливо понимали, что полученные путем анализа анкет оценки состояния окружающей среды придется верифицировать. Правда, перекрестными вопросами многое удается уточнить. Например, опрашивая экспертов и клиентов одного и того же учреждения отдыха так, чтобы взаимно контролировать высказываемые ими суждения. Но этого недостаточно. Необходимо сопоставлять результаты анализа анкет с независимой информацией о реальном состоянии воех важнейших компонентов окружающей среды как по каждому объекту исследования, так и по всему району его расположения. Вот почему для проведения опроса мы выбрали здравницы, расположенные в трех экологически контрастных секторах Московской области: в северном, западном и в южном — и удаленные на разное расстояние как от Москвы, так и от местных источников общего загрязнения воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод.

В результате опроса обнаружилось, что большинство экспертов и клиентов выводят свои суждения, опираясь на сведения о локальных особенностях экологической обстановки, и недостаточно учитывают общую ситуацию в районе. Так, по мнению экспертов и клиентов, одинаково привлекательными оказались здравницы, расположенные вблизи городов Одинцово, Пушкино и Подольск, хотя по независимо разработанной восьмибалльной шкале экологического благополучия подмосковных регионов (чем выше балл, тем хуже ситуация) эти три территории получили существенно различные оценки — соответственно три, пять и шесть баллов.

Этот пример демонстрирует некоторые особенности экологр-социологического подхода к Выявлению целевых групп. Одна из них состоит в том, что прямые результаты опросов дополняются объективированными экологическими оценками, верифицируются. Такое сопоставление полезно еще и тем, что позволяет наметить пути и темы для правильной рекламы эколого-туристского продукта.

Необходимо отметить еще один результат проведенного опроса. Выяснилось, что забота организаторов отдыха об экологической репутации своих здравниц, а также стремление клиентов выбрать экологически благополучный тур пока еще редко адекватным образом проявляются в ценах на предлагаемые туристские услуги и в содержании этих услуг. А ведь необходимые предпосылки уже налицо. И те турфирмы, агентства и предприятия, которые сумеют грамотно эти предпосылки использовать, окажутся впереди других.

Возврат к списку