Управление потоками сборщиков
Потоками приезжих «неорганизованных» сборщиков можно и нужно управлять. Причем особенно эффективна в данном случае не столько служба охраны национального парка, сколько организация недорогих и привлекательных услуг. Например, платная информационная служба, направляющая сборщиков на специальные «уловистые» маршруты, или помощь им в обработке добытых лесных даров. Вообще, собственные небольшие предприятия по консервированию грибов, ягод и т.п. способны принести парку ощутимый доход. Эти же предприятия могут оказать сборщикам другую помощь — консультациями, инвентарем и пр.
Периодически «сборщиками» становятся и «организованные» отдыхающие. Их тоже следует информировать о рекомендуемых местах и правилах «грибной охоты», содействовать в обработке собранных трофеев и т.д.
Для туристов «выходного дня» и любителей пикников, а также для участников самодеятельных походов, как известно, необходима специальная организация территории парка. Но и эту работу парка не следует сводить только к созданию мест отдыха и маршрутов, к обустройству дорог, троп и стоянок, к мерам сопровождения и строгого контроля за правилами поведения туристов. Туристы всегда нуждаются в таких услугах, как информация, обучение, снаряжение, еда, туалеты. Одни из них должны быть бесплатными, другие — лишь отчасти, а некоторые полностью платными. Главное, чтобы все посетители могли узнать о возможности получить эти услуги, а местные жители и предприятия сервиса и торговли — участвовать в их предоставлении
Особого внимания администрации парка требуют автомобилисты. Уже сейчас эта группа туристов с их интересами и возможностями весьма заметна, и ее негативная роль в ближайшей перспективе возрастет. Рыть заградительные канавы и ставить шлагбаумы на дорогах полезно, но совершенно недостаточно. Следует разработать систему специальных транспортных услуг, а в подходящих местах оборудовать охраняемые платные автостоянки с необходимым обслуживанием. Такая стратегия тем привлекательна, что хозяин машины и ее пассажиры не привязаны к своему любимому авто и не подвергают его суровым испытаниям на трудных дорогах парка. Они могут совершать по территории парка самые различные походы, будучи уверенными, что их своевременно привезут в интересное для них место, встретят в назначенное время в другом, тоже интересном месте, а за «экологичное поведение» (скажем, за неделю жизни без автомобиля, от которого в национальном парке больше вреда, чем пользы) даже наградят каким-либо приятным сувениром.