Песни у костра

музыкально-туристический портал


Перспективы развития экотуризма в России

Обзоры рынка экотуров

Все обзоры рынка экотуров выполняются по единой методике. Исследователи придерживались также единого понимания экотуризма и анализировали рынки экотуров в контексте развития природно-ориентированного туризма. Разумеется, ни рынки названных семи стран, ни тем более рынки только Великобритании, Германии и Франции не отражают мировую ситуацию во всей ее полноте. Однако они вполне убедительно свидетельствуют и о некоторых важных общих тенденциях, и о разнообразии региональных ситуаций.

Общими для всех семи исследованных стран эксперты называют следующие тенденции:

• ограниченное использование термина «экотуризм» в маркетинге природно-ориентированных туров;

• сравнительно небольшая доля туристского рынка, занимаемая эколого-туристским сектором (отчасти в связи с тем, что экотуризм практикуют преимущественно небольшие туроператоры);

• тем не менее быстрые темпы развития экотуризма во всех туристских регионах;

• одновременный рост интереса к экотуризму, его развитию и желания ознакомиться с жизнью и культурой местных сообществ;

• преобладание среди энтузиастов экотуризма представителей определенных социальных групп — людей с сравнительно высоким уровнем образования, старше 35 лет, преимущественно женщин;

• заметное возрастание озабоченности людей экологическими проблемами.

Наряду с этими общими тенденциями в развитии рынка экотуризма заметны региональные различия.

Великобритания

Среди 200 туроператоров, предлагающих различные природно-ориенти-рованные туры, только 3,5% упоминают в своей рекламе собственно экотуризм, 7,5% упоминают ответственный туризм, 11% — устойчивый туризм и 12% — туризм, заботящийся об окружающей среде (environmental tourism). .

Из этих туроператоров 37,5% используют некоторые элементы представлений об экотуризме в маркетинге своего турпродукта. Концепции ответственного туризма используют 46% туроператоров, а концепции устойчивого туризма — 34%.

На туристский рынок Великобритании заметное влияние оказывают крупные неправительственные природоохранные организации, побуждающие и клиентов, и туристскую индустрию в целом уделять больше внимания проблемам сохранения окружающей среды. Так, Британская ассоциация туристских агентств (Association of British Travel Agents) сообщает, что британские туристы готовы платить за тур на 5% больше при условии, что организаторы тура будут содействовать охране природы, поддерживать бизнес местных товаропроизводителей и т.п.

По данным Ассоциации независимых туроператоров (AITO), 26% британских туристов, приобретающих пакетные туры, руководствуются при выборе программы тура стремлением посетить различные ландшафты, познакомиться с новыми культурами, насладиться пребыванием в дикой природе. Этих туристов туроператоры склонны считать экологически ориентированными, хотя эту их ориентацию нельзя признать вполне устойчивой.

В целом же на британском туристском рынке настоящий экотуризм занимает небольшую нишу. Из всех опрошенных туроператоров 54% сообщили, что за год среди их клиентов экотуристы составили около 500 человек, 19% указали цифру около 1000 человек. Однако в течение последних пяти лет число экотуристов в целом растет.

Туроператоры, специализирующиеся на экотуризме, — это относительно небольшие компании, 75% из них имеют около 10 сотрудников. Основным каналом маркетинга экотуров эти компании считают устный, за ним следуют специальные журналы и брошюры, тогда как ярмарки и биржи относятся к наименее эффективному каналу.

Возраст британских экотуристов, как правило, превышает 35 лет, это люди с высоким уровнем образования и средним достатком, женщин среди них несколько больше, чем мужчин. Продолжительность предлагаемых экотуров по Европе составляет в среднем от 3 до 14. дней, за пределами Европы 8— 21 день. Предпочтительных сезонов в течение года нет. Наиболее популярные направления — Непал, Перу, Галапагосские острова. Внутри страны — графства Корнуолл, Норфолк.

Возврат к списку