Песни у костра

музыкально-туристический портал


Перспективы развития экотуризма в России

Эколого-культурный туризм

На фоне развития глобальных экологических проблем в общественном сознании появилось и стало укрепляться понимание того, что экологическое мировоззрение представляет собой необходимый и важнейший компонент культуры. Приходится, однако, признать, что, несмотря на значительные усилия многих ученых, политиков, общественных организаций, средств массовой информации, следование экологическому императиву не является нормой поведения для большинства землян. Между тем экологически осмысленное поведение должно стать естественной, как бы инстинктивной нормой для каждого человека, будь то слесарь, клерк, шофер, музыкант или представитель какой-либо другой профессии. Причем в достаточно сжатые сроки. Иначе наше общее будущее по-прежнему будут определять вульгарно понимаемая экономическая выгода и соответствующие ей недружественные биосфере технологии с их неизбежными последствиями — глобальными экологическими кризисами и катастрофами.

Рефлекторно реализуемое экологическое поведение не возникнет только лишь благодаря «книжному» знанию, школьному или даже университетскому, но умозрительному обучению. Ведь экологический императив обретет действенность только в том случае, если каждый живущий на Земле человек сможет:

• понять экологические нормы, основанные на законах природы и социума,

• принять их мировоззренчески

• и поступить адекватно.

Как же сформировать современную культуру, органично включающую в себя и Личные, и общественные экологические нормы? Как со-

вместить эти три необходимых и достаточных установки — понять, принять и поступить?

В ранних традиционных обществах экологическая естественность поведения, очевидно, основывалась не столько на глубоком понимании природных и общественных закономерностей, сколько на опыте многих поколений. Вместе с тем экологически очень действенное и органичное слияние духа и природы в эллинской культуре — это явление уже вполне мировоззренческое. Но как формировалось эллинистическое мировоззрение мы, к сожалению, знаем недостаточно. Вероятно, огромную роль сыграло расширение эллинского мира и взаимодействие между составляющими его различными обществами, культурами и традициями.

В индустриальном обществе экологичность поведения оказалась в значительной мере утраченной — возобладали иллюзии о безграничном могуществе человека, о человеке — царе природы. Вспомним хотя бы наш знаменитый лозунг, особенно популярный в 1950-х гг.: «Мы не можем ждать милостей от природы! Взять их у нее — наша задача». Другой известнейший лозунг можно было еще недавно увидеть невдалеке от Краснодара: «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики».

Впрочем, иллюзиям о могуществе человека были подвержены и мыслители эпохи Возрождения, и даже столь склонный к натурфилософии Гёте, страстно призывавший к покорению природы в последней главе «Фауста».

Восстановить экологическую органичность культуры в постиндустриальном обществе, но уже через осознание как законов природы и общества, так и экологической этики — жизненно важная задача. Ее решению, безусловно, должно помочь обращение к сохранившимся экологически ценным традициям. Обеспечить живое соприкосновение с этими традициями может и должно логичное соединение экологически и культурно ориентированных сюжетов в программах эколо-го-культурных туров.

Возврат к списку