Песни у костра

музыкально-туристический портал


Перспективы развития экотуризма в России

Девять сюжетов для Подмосковья

На землях к югу от Москвы, издавна осваивавшихся, сохранились и соседствуют памятники и фрагменты культурных ландшафтов разных эпох и разных форм природопользования — неолитические стоянки и раннеславянские городища, монастыри и монастырские угодья, засечные дубравы, дворянские усадьбы, мемориальные и художественные музеи, наконец, центры промышленной урбанизации последних десятилетий и современные «наукограды». Здесь же расположены особо охраняемые природные территории, в их числе единственный в Подмосковье биосферный заповедник.

Девять нижеследующих сюжетов можно предложить для разработки конкретных программ. В совокупности эти сюжеты представляют почти все основные типы эколого-культурных туров, мыслимых для Подмосковья.

Поместье А.Т. Болотова «Дворяниново» Тема: история и принципы русской агрономической и лесоводческой школ.

Проблемы: каким должно быть сельское хозяйство центральных районов России — индустриальным, монокультурным с огромными полями и животноводческими комплексами на тысячи голов скота? Малотоварным, с «лоскутными» полями и хуторами? Ни тем, ни другим? Как использовать рекомендации Болотова по организации хозяйства в нашем личном опыте — на шести или пятнадцати сотках?

Типы русской усадьбы и культурного ландшафта Тема: усадьбы, сопряженные с сельским ландшафтом, классические усадьбы с дворцово-парковой архитектурой (Остафьево, Поленово и др.) и неклассические усадьбы — виллы нового времени.

Проблемы: какие русские усадьбы органичны окружавшему их прежде и окружающему ныне культурному ландшафту? Формировали, трансформировали ли они этот ландшафт или вписывались в него? Какие экологические проблемы порождались и решались создателями усадеб разного типа?

Культурно-экологические функции монастырей и монастырских угодий

К сожалению, в южном Подмосковье не сохранилось живых примеров развитого, традиционного подсобного хозяйства монастырей, как правило отличавшегося самодостаточностью и экологичностью. Остались, однако, документальные свидетельства — книги, рукописи, карты, рисунки. Монастырям постепенно возвращаются не только постройки, но и земли. На них местами возникают сады, огороды, сенокосы, пасеки. Пока это только фрагменты традиционной хозяйственной монастырской жизни. Разрабатываются и планы превращения бывших монастырских угодий с окрестными землями в охранные природно-исторические парки, например вокруг Троицкого Бе-лопесоцкого монастыря.

Проблем ы:в программы паломнических туров целесообразно включать знакомство не только со святынями и реликвиями монастырей, но и с монастырским трудом. Например, разделив трапезу с братией, паломники могли бы узнать, какдобываются продукты, использованные для ее приготовления, и, более того, помочь своим трудом в саду, на поле, в лесу. Но как сделать это тактично, приобщая к экологически осмысленной и добросовестной работе не только верующих паломников, но и стремящихся посетить монастыри внецерковных людей — туристов?

Возврат к списку