Песни у костра

музыкально-туристический портал


Перспективы развития экотуризма в России

Практика работы Бородинского военно-исторического музея-заповедника

Для музея, наряду с традиционными сюжетами, посвященными истории и воинской доблести, а в последнее время и культурному ландшафту Бородинского поля, весьма важной темой могло бы стать обращение к собственно экологическим аспектам военных действий. Мальчикам, молодым людям и, к сожалению, многим взрослым политикам свойственно играть в войну. Бородинский музей энергично развивает и поощряет массовые акции, воспроизводящие военный быт и «потехи» времен войны 1812 года. Но есть и оборотная сторона медали, о чем красноречиво свидетельствуют богатейший материал музея и само Бородинское поле. Разве не наполнены его почвы свинцом — этим токсичным тяжелым металлом? Разве не были здесь уничтожены крестьянские дворы и поля, рощи и родники? Стали ли Земля безопаснее, а люди миролюбивее? Воинская доблесть — единственная ли наша защита?  

Ужас и губительный для Земли исход «ядерной зимы» остановили гонку ядерных вооружений в странах, уже накопивших горы боеголовок. А.Д. Сахаров, создавший водородную бомбу, стал миротворцем. Кошмары газовых атак Первой мировой войны привели к запрету применения отравляющих веществ в военных целях. Э. Хемингуэй добровольцем пошел на эту войну, а знаменит стал своим антивоен- i ным романом «Прощай, оружие!».

Но не стоит думать, что конвенциональное оружие, особенно современное, экологически безопасно. Война всегда грязна не только морально, но и экологически. Поэтому в тематику работы Бородинского музея должны быть включены одновременно и военно-экологические, и этические сюжеты. Ведь военные игры не столь уж невинны, особенно если в них играют вне морального и экологического контекстов, только и способных расширить понимание доблести и чести до общекультурного смысла и переключить естественное для мальчиков и юношей стремление к героическому с привычного военного еще и на иной лад.

Нам нелегко по сегодняшним меркам оценивать мораль людей прошлых эпох, даже не очень от нас далеких. Достаточно вспомнить письмо Пушкина Вяземскому с просьбой позаботиться о девке, которую он нечаянно... (далее следует не очень приличное слово). Что же, считать Пушкина человеком аморальным? Нет, он следовал нормам своего времени. Вспомним, в России крепостное право формально было отменено лишь через 24 года после смерти Пушкина, а фактически сохранялось еще почти столетие (паспорта у российских крестьян появились при Н.С. Хрущеве). А что сказать о Сократе, ни намеком не осудившем рабство? Очевидно, оно было абсолютно естественно для его времени, и не пристало нам осуждать за это великого моралиста.

Но не только аморальные с нашей сегодняшней точки зрения поступки или суждения людей прошлого, но и их доблести нельзя с легкостью — хотя и приходится — подвергать сомнению. Ведь сомнение возникает нередко. И возникает справедливо. Вот строки О.Э. Мандельштама: «...как аттический солдат, в своего врага влюбленный!..» Привлекательный, но и сомнительный образ! Правда, Мандельштам сравнивает с древним греком нынешнего игрока в теннис, И тут он, конечно, не ошибается.

Но такой ли любовью мы хотим наполнить сердца детей и солдат? Не лучше ли как можно более-полно передать им наше нынешнее знание, понимание и моральных, и экологических аспектов войны? Не умаляя доблести воинов, сражавшихся на Бородинском поле, но и не идеализируя, не героизируя войну.

Итак, особое внимание в развитии российского туризма следует обратить на синтез экологических и культурных сюжетов в единых турах и проектах. Важно также содействовать более тесному международному сотрудничеству туроператоров, экологов и культурологов/этнологов. Нередко крупные национальные и международные природоохранные союзы и фонды направляют свои усилия и средства исключительно на охрану дикой природы, а фонды культуры и другие поддерживающие культуру организации, включая ЮНЕСКО, заботятся преимущественно о памятниках культуры (в основном — об архитектурных сооружениях, коллекциях и т.п.). При этом они не уделяют должного внимания охране эколого-культурного разнообразия и такому важному инструменту экологического менеджмента, как эко-лого-культурный туризм. Поэтому в туристских программах так важен эколого-культурный синтез на пространстве культурного ландшафта.

Возврат к списку