Песни у костра

музыкально-туристический портал


Разночтения в тексте

Есть, кстати, в том же тексте и разночтения, не похожие на ошибку расшифровщика, так как по звучанию они далеки от обычного варианта. Вместе с тем они не встречались ни в известных нам записях, ни в каких-либо иных источниках. Варьируемые строки предпоследнего припева в этой публикации такие:

Уходят, как в ночь эскадрон на рысях.

За ними былины, за ними поля,

И только за ними кричат лагеря.

Пусть вариант и немного неуклюжий, но может быть, здесь тоже вместо услышанного расшифровщиком и только было спето нечто другое? Ну, к примеру: истошно. Так что не исключено, что это — первоначальные авторские строки, и следовательно, существовала более ранняя, чем у А. Аграновского, запись. Значит, такая фонограмма, которая подтвердит этот факт, скорее всего, ещё будет обнаружена.

Что же касается искажений в текстах журнала «Сфинксы», явно возникших из-за плохого качества многократно переписанных записей, то здесь они перечислены далеко не все. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что опубликованные там песни написаны никак не позднее начала 1965 года. На самом же деле срок между записями песен и их публикацией в «Сфинксах» может быть гораздо длиннее, и вот почему. Один из текстов назван в журнале так: «Домашняя еврейская (предупреждение)»32. А вот какой авторский комментарий звучит перед этой песней ещё в одной из известных нам анонимных фонограмм, состоящей из 18 полностью авторских песен: «Называется "Домашняя еврейская" под названием "Предупреждение"». (Кстати, другого варианта заглавия, похожего на напечатанное, нам не встречалось.) По-видимому, редактор «Сфинксов», избавляясь от тавтологии («называется... под названием»), мог бы и лучше расставить в журнале заглавие и подзаголовок, но не правда ли, запись очень похожа на источник публикации? Если это так, то только что процитированная фонограмма содержит все четыре песни из журнальной публикации; сделана она задолго до смерти Вигдоровой, так как в ней ещё нет многих произведений, написанных явно до августа 1965-го. Для сравнения: до начала 1966 года Галичем было написано, как минимум, 33 песни. Другими словами: на период со дня создания рассматриваемой в этом абзаце фонограммы до конца 1965 года приходится не менее четырнадцати песен.

А теперь следует вернуться к самой ранней фонограмме А. Аграновского. В ней, как уже было сказано, семь песен:

1. Облака (№ 2);

2. Больничная цыганочка;

3. Тонечка;

4. Уходят друзья;

5. Леночка (№ I);

6. Острова;

7. Про маляров, истопника и теорию относительности (№ 7).

Возврат к списку