Песни у костра

музыкально-туристический портал


Цензурные самоограничения

А теперь, когда мы с определённой долей вероятности можем судить о порядке появления песен Галича на свет, нам остаётся только привязать наш список к известным на сегодня реальным и предполагаемым датам. Например, зная историю создания песни «Ошибка»33, мы можем определить, что песни 14 и далее в нашем итоговом списке написаны в 1964 году (или позднее).

3.

Переходя к непосредственному разбору песен, написанных Галичем за один календарный год, необходимо сделать ещё одну — «многоступенчатую» — оговорку:

— не всегда при исполнении новой песни присутствовал включённый магнитофон;

— не всегда сделанная запись (в оригинале или в копиях) сохранялась до наших дней;

— как правило, не все существующие фонограммы Галича известны исследователю.

Поэтому на практике при датировке приходится иметь дело не с первым по хронологии исполнением, а с первой фонограммой. А если ещё точнее — с самой ранней из известных фонограмм песни. И тем не менее, когда мы не можем опереться на имеющиеся в малом количестве авторские даты (или когда они отсутствуют вовсе), этот путь остаётся единственным.

Из практики известно, что лишь малая часть произведений творца, работающего в неподцензурном жанре песни, имеет авторскую датировку. (Исключением может служить творчество Е. Клячкина, регулярно фиксировавшего свои песни в отдельном списке.) И тогда «крайние» даты являются основой системы датировки произведений конкретного автора.

Для построения такой системы для начала необходим хронологический список песен, определению которого была посвящена предыдущая часть статьи.

Но срок, прошедший до первого исполнения, индивидуален и у каждого произведения. Трудность заключается в необходимости включить в систему датировки, построенную описанным (с помощью фонограмм) путём, известные авторские даты. Ведь мы уже знаем, что здесь приходится иметь дело с качественно разными датами: примерными (с погрешностью) и — практически точными. На деле это проявляется в том, что песня, написанная ранее, но не исполняемая автором или исполняемая без записи, в нашем списке может стоять позднее, чем написанная и тут же напетая на магнитофон.

Имеют большое значение и цензурные самоограничения Галича при исполнении той или иной песни в каждой конкретной аудитории. В этом мы ещё сможем убедиться на примере «Песни про несчастливых волшебников» и «Про майора Чистова». Сейчас же скажем, что даже приведённый выше пример деления песен на написанные соответственно в 1968 и 1969 годах не свободен от исключений. Авторское исполнение так называемой «Жактовской плясовой» («Плохо спится палачам по ночам...») впервые было записано на плёнку в самом начале 1969 года в доме друзей — М. Фигнер и И. Прока. Ввиду «крамольности» песни, мы не вправе исключить возможность того, что она была написана раньше и какое-то время не пелась ни публично, ни на магнитофон. То есть даже здесь, при вроде бы идеальной ситуации, мы, видимо, должны датировать этот текст зимой 1968/69 года.

Возврат к списку