Песни у костра

музыкально-туристический портал


Белый — цвет снега

Белым цветом маркируются у Галича разнообразные предметы и явления реального и ирреального мира. Белый — цвет снега, льда, земли, хлеба, бересты, кожи и волос человека, шерсти животного. Не утрачивая цветового значения, прилагательное белый оказывается своеобразным титулом: Белый Христос, Белая Вошь. Признак белизны обретают слова, объективно не имеющие цветовой характеристики, — слова и мороз. Цветовое — и световое — значение оживает у Галича в устойчивых сочетаниях белый свет, белый день, белая ночь. О внимании поэта к белому цвету говорят соответствующие лексические повторы, играющие важную роль в выражении авторских мыслей и эмоций (например, в «Новогодней фантасмагории» или в стихотворении «Ей страшно и душно, и хочется лечь...»).

Обозначения белого цвета в поэзии Галича обрастают коннотациями, приобретая часто символическое значение. В большинстве случаев признак белизны оказывается тем или иным образом осложнённым. Влюблённому королевичу из «Олимпийской сказки» снится, что он «въезжает в деревню на белом коне» /468/. Денотативный признак— белый цвет— ассоциируется как с чистотой, нежностью (юноша едет к возлюбленной), так и с парадностью и царственностью. Если первое его появление в деревне было скромным — «отстав от охоты, // Зашёл <...> напиться воды. // Пришёл он пешком...» /467/, то теперь он въезжает туда торжественно, с цветком на берете, на скакуне, достойном королевской персоны. Для другой «высокой особы» — «королевы материка» — постоянный эпитет Белая играет роль титула. «Её Величество Белая Вошь», чей цвет объединяет её с её царством— заснеженным лагерем,— «повелительница зэка», «королева», чьим пеплом может быть навсегда перечёркнут Млечный Путь, карающая не признающих её власти. Её цвет — цвет снега, власти и смерти.

В поэзии Галича важное место принадлежит картинам зимней природы, где едва ли не главной деталью является снег, летящий или лежащий. Связь цветового эпитета белый с образом снега у Галича устойчива. Рассматривая особенности функционирования микрополя снег в русской поэзии, С. М. Белякова выделяет такие основные «пути ассоциаций», как радость, страх, любовь, смерть, а также рад других, менее выраженных5. Добавим, что характер данных «направлений» представляется во многом обусловленным семантикой белого цвета.

В стихотворении «Ей страшно и душно, и хочется лечь...» белый цвет ассоциируется со смертью и немотой. В небольшом фрагменте текста (четыре строки) слова с корнем бел- употреблены четырежды. Будучи отнесёнными к разным предметам, они способствуют созданию единого впечатления, связанного с гибелью людей и слов: «Белели слова, как предсмертных рубах // Белеет во мгле полотно. // По белому снегу вели на расстрел// Над берегом белой реки» /381/. Возможно, белеющие слова — это слова ненаписанные, то есть белая бумага, на которой Ахматова пытается запечатлеть слова хвалы Сталину — а слова противятся, то хрустя на зубах, то расплываясь в пятно. Признак белизны объединяет эти слова с чистыми рубахами, надеваемыми по русскому обычаю перед смертью (и вместе с тем с саваном), и со снегом, по которому на эту смерть ведут.

Возврат к списку