Песни у костра

музыкально-туристический портал


Современные издания

Синий цвет связан с высоким, божественным. Перед мысленным взором героя, мечтающего о возвращении на родину, встаёт храм — «тот единственный дом,// Где с куполом синим не властно соперничать небо» /425/; «В платьице, застиранном до сини» идёт по Иудее Мадонна /293/.

К числу отрицательных образов, маркированных синим, надо отнести героиню «Красного треугольника», которая «как вышла — стала синяя» /80/. Синий бантик, милая примета девочки из сна-мечты, в реальности «Воспоминаний об Одессе» выглядит совсем иначе: «Что мы скажем про даму данную? — // Не фонтан!// Синий бантик на рыжем хвостике — // Высший шик!» /403/. Подобной двойственностью отличается и воздушное пространство. «Положительное» в «Прощании славянки», небо предстаёт в «Песне о ночном полёте» дискомфортным и опасным для человека. «Синий мир за взлётной крутизной», пахнущий «хлоркою и кожей» /155/, уничтожающий вкус вина, чреват для человека разлукой с близкими или гибелью.

Выделение в поэзии Александра Галича обозначений белого, чёрного, красного и синего цветов в качестве доминирующих отнюдь не свидетельствует о малой значимости в картине мира поэта остальных красок. Сочетания и чередования цветов в текстах Галича достойны стать темой специального исследования. Хорошо знакомый с тёмными (чёрными) сторонами современной ему действительности, поэт тем не менее воспринимает мир во всем его красочном многообразии.

А. Е. КРЫЛОВ О ПРОБЛЕМАХ ДАТИРОВКИ АВТОРСКИХ ПЕСЕН На примере творчества Александра Галича

Старый год, а ты сказала — Новый год...

А. Галич

Нет смысла говорить о важности датировки произведения. Ведь незнание биографии поэта может привести филолога, работающего со стихами, к неверным выводам. Точно так же искажённое понимание того или иного текста может исходить из ошибочно определённого времени его написания. И тому есть уже примеры в только зарождающемся окуджавоведении. А чтобы не кивать на чужие ошибки, а также далеко не отклоняться от выбранного объекта исследования, начнём с ярчайшего примера из своего же печального опыта. В одной из статей среди прочих примеров нами был приведён текст А. Галича «Корабль готовится к отплытию...». Доверие к традиционно публикуемой, «общепризнанной» дате написания стихотворения привело к тому, что в этой статье оно получило неправильную трактовку.

К верной интерпретации упомянутого стихотворения мы ещё вернёмся чуть ниже, а сейчас остановимся на некоторых бытующих способах проставления дат в современных изданиях авторской песни, а также поговорим о том, какими бывают даты.

Возврат к списку