Песни у костра

музыкально-туристический портал


Составители сборников

1. Случается, составители сборников Высоцкого для определения дат написания произведений пользуются мемуарными источниками, например, такого типа: «Володя впервые спел эту песню (прочёл эти стихи) у меня на дне рождения». Узнаётся дата рождения мемуариста и присваивается тексту: <До такого-то числа>. Свойства человеческой памяти известны, и истинный исследователь пользуется такими свидетельствами только как косвенными аргументами в ряду других, более независимых. Такими же косвенными (даже более точными) свидетельствами времени написания произведения могут служить, например, сорт бумаги или цвет употребляемых чернил. Иное дело — дневниковые записи, если они сделаны по свежим следам.

Однако наиболее объективным и наиболее точным способом датировки исполняемых произведений (при отсутствии дат авторских) является определение времени их написания по авторским же магнитным записям. Такая датировка является одним из непосредственных результатов текстологической работы. Конечно, эффективность её напрямую зависит от того, насколько богатой фонотекой рассматриваемого автора-исполнителя располагает исследователь. Уровень достаточности объёма такого собрания определяется индивидуально, но основной её признак можно сформулировать так: выводы будут наиболее близки к истине, когда каждая вновь найденная фонограмма будет влиять на них минимально.

Существует несколько источников датировки авторской песни. Безусловно, самой точной из всех её вариантов обычно считается датировка авторская. Но и она бывает разной. Приведу такой пример из личного опыта. Когда-то, а точнее в октябре 1985-го, Б. Ш. Окуджава позволил мне ознакомиться с его текущей рабочей тетрадью и переписать оттуда несколько новых поэтических текстов. В той же «общей» тетради, кстати, находился черновик письма М. С. Горбачёву в защиту заключённого писателя Феликса Светова, которому, как многие помнят, Окуджава посвятил знаменитую песню «Союз друзей». Было в тетрадке и недавнее стихотворение «Ну что, генералиссимус прекрасный...», вскоре получившее посвящение Ю. Ф. Карякину. Под текстом стояла авторская дата, которая и зафиксирована в моём списке: «16.5.85, Чоп». Когда же через несколько лет вышел сборник Б. Окуджавы «Посвящается вам», в нём значился другой год написания произведения: «1981»1. Известно, что Булат Шалвович неоднократно— в разные годы — предпринимал попытки датировать свои старые песни, и результаты всех этих попыток несколько разнятся между собой. Известно также, что он не придавал вопросу датировки должного значения. В упомянутой книжке вызывают сомнения и ещё несколько дат.

Можно предположить, что автор просто посчитал излишним копаться в своих архивах для установления точного времени написания и расставил даты по памяти, руководствуясь какими-то своими ассоциациями.

Возврат к списку