Песни у костра

музыкально-туристический портал


Доказательства

Таким образом, авторские даты, как мы видим, в свою очередь, подразделяются на две основные категории:

— зафиксированные по свежим следам;

— поздние, проставленные через какой-то срок после создания произведения.

И чем больше отрезок времени между двумя событиями— написанием и моментом датировки, — тем больше вероятность погрешности. Исключения могут составлять песни, написанные по определённому поводу; или в текстах которых зафиксированы какие-либо реальные детали и события, достаточно точно датируемые; либо те, с появлением которых связана значимая и потому запомнившаяся автору история (к примеру, «Петербургский романс», написанный Галичем за несколько дней до известной демонстрации протеста на Красной площади 1968 года).

Особняком стоят даты, указанные непосредственно в тексте — например, в поэме «Кадиш»:

Но из года семидесятого

Я вам кричу: — Пан Корчак!

Не возвращайтесь!..

— или имеющиеся в заглавии («Фестиваль песни в Сопоте в августе 1969 года») и позволяющие определить раннюю границу времени написания песни. Сюда же, кстати, примыкают и тексты, содержащие точно датируемые реалии (например, стихотворение «Занялись пожары» не могло появиться раньше лета 1972 года, когда Москва была застелена дымом от горящих вокруг неё лесов). Однако и здесь необходимо иметь независимые аргументы в пользу дат, определяемых по подобным событиям. Заканчивая разговор об авторских датировках, заметим, что бывают случаи и умышленного искажения (маскировки) таковых. В своих мемуарах А. Кашина-Евреинова вспоминает о том, как для своей знаменитой книги «Портреты» художник Юрий Анненков писал портрет её мужа — режиссёра и драматурга Николая Евреинова, и в частности, свидетельствует, что происходило это осенью 1921 года,— в то время как авторской датой на портрете значится 1920-й. Кашина так объясняет это разночтение: «Юрий Павлович, как я хорошо заметила за наше полувековое знакомство, очень легкомысленно обращался с датами и фактами, а в данном случае ему нужно было показать, что не все портреты были сделаны "ad hoc' для книги, а в более продолжительный период, и потому поставил даты по своему усмотрению, а не по общепринятому летоисчислению»?.

Так что в любом случае полагаться на авторскую датировку исследователь должен с оглядкой.

Бывают и более запутанные ситуации-, когда, например, автор считает произведение законченным в одно время, но существуют доказательства того, что обнародовал он своё сочинение несколько раньше. В этом ряду интересна история песни Владимира Высоцкого «Парус». Первая фонограмма исполнения этой песни на ещё не устоявшуюся мелодию датируется 28 октября 1966 года. В то же время в день ленинградского выступления 18 января 1967 года Высоцкий дважды упомянул о том, что написал песню накануне в поезде (одно из этих свидетельств зафиксировано на плёнке, другое, высказанное после концерта, получило отражение в дневниковой записи одного из устроителей). В данном случае публикатор поставлен перед выбором между несколькими версиями:

— автор слукавил, чтобы польстить организаторам концерта, — и тогда однозначно верна дата <До 28.10.66>;

— автор счёл песню законченной только тогда, когда нашёл устраивающий его вариант мелодии.

Возврат к списку