Песни у костра

музыкально-туристический портал


Маленькая поэма

Не исключено, что это пушкинское жанровое определение собственных произведений, каждое из которых вобрало глубочайшее содержание и проблематику, достойную полновесных трагедий шекспировского уровня и мощи, почти через столетие особым образом отозвалось в творчестве С. А. Есенина. Подтверждением тому могут служить прежде всего благоговейное отношение последнего к Пушкину, великолепное знание его творчества, включая эпистолярное, а также его собственные неоднократные упоминания о влиянии пушкинского «Моцарта и Сальери» на поэму «Чёрный человек».

Именно в пору работы над этой поэмой, планируя выпуск собрания своих сочинений, Есенин писал Г. А. Бениславской 29 октября 1924 года: «Разделите всё на три отдела: лирика, маленькие поэмы и большие...» По такому жанровому признаку строилось подготовленное Есениным в 1925 году «Собрание стихотворений», второй том которого включал 36 произведений, отнесённых автором к разряду «маленьких поэм».

Надо сказать, что подобное выделение по жанровому признаку наметилось у Есенина ещё в 1917-1918 годы, когда в особые разделы сборников «Скифы», а затем «Сельский часослов» вошли лиро-эпические произведения малых форм: «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «От-чарь», «Иорданская голубица».

Есенин обладал тонким ощущением жанровой специфики произведения и, очевидно, отличительные признаки «маленьких» поэм от «больших» видел не столько в разном их объёме, количестве страниц (хотя и этот момент им учитывался), сколько в некоей качественной характеристике, которая могла включать разную степень масштабности содержания и проблематики, а главное, преобладание в рамках общей принадлежности к лиро-эпосу одного из составляющих это единство — лирического или эпического начала, разную степень их взаимодействия.

Вместе с тем, конечно же, словосочетание «маленькая поэма», в употреблении Есенина, не претендует на абсолютно точное терминологическое значение. Не случайно в письме Г. А. Бениславской от 17 октября 1924 года, а затем в беседе с редактором И. В. Евдокимовым (сентябрь 1925-го) он определяет их как бы чисто количественным признаком — по объёму: «В первом томе — лирика, во втором — мелкие поэмы, в третьем — крупные».

Естественно, слова мелкие, крупные — это не термины.

И всё же есенинский опыт не только создания лиро-эпических произведений малой формы, но и его осмысления в плане историко-литературной перспективы, развиваемых им пушкинских традиций нельзя недооценивать, что впоследствии нашло подтверждение и продолжение в творчестве ряда поэтов XX столетия, в том числе и в 60-70-е годы.

Говоря о жанровых поисках А. Галича в области «сочетания прозы, стихов и песни», надо отметить его особое внимание к «малым формам» в сфере поэмы-песни, о чём отчасти мы уже говорили. При этом следует ещё раз подчеркнуть его стремление найти — при самом широком спектре возможных вариантов — наиболее точное жанровое определение именно этого произведения.

Возврат к списку