Песни у костра

музыкально-туристический портал


В поисках жанра

Жанровые поиски в сфере поэмы (не только «маленькой») оказались весьма успешными для многих исполнителей авторской песни и принесли несомненные выдающиеся результаты и подлинные художественные открытия. Вслед за А. Ахматовой и А. Твардовским, чьи опыты и свершения в лиро-эпосе отразили главные тенденции в развитии этого жанра в середине XX века, Галич создал своеобразную поэмную трилогию: «Размышления о бегунах на длинные дистанции», «Кадиш», «Вечерние прогулки», каждая из частей которой отмечена особой плотностью поэтической ткани, вобравшей, сконцентрировавшей художественное пространство и время, воплотившей людские трагедии и ход истории.

Уже создав эти выдающиеся произведения, А. Галич в начале 70-х годов продолжал активно опробовать возможности песенно-поэм-ного жанра — прежде всего, опять же, в своеобразных «маленьких» по-эмах-«композициях» — «Письмо в семнадцатый век» и «Воспоминания об Одессе», между которыми можно заметить некоторые проблемные и образные соотношения и перекличку.

Будущее дополняет временною картину
Будущее дополняет временною картину, представленную в песнях-стихах Галича. Его хочется приблизить, сделать настоящим («Песня про велосипед»).

Прием дискредитации
Помимо приёма переосмысления, Галич пользуется приёмом дискредитации, профанирования общезначимых культурных образов и символов. С помощью последнего он обнажает весьма неприглядную истинную сущность происходящего в современном мире.

Галич о Мандельштаме
Изображая поэта Мандельштама, Галич сравнивает его с Одиссеем. Это сравнение не случайно, так как «греческая» тема играла ведущее значение в поэзии старшего современника барда.

Галич о состоянии дел в современном мире
Квинтэссенцией приведённых в этой главе оценочных характеристик являются следующие заключения Галича о состоянии дел в современном мире.

Причина постоянного внутреннего бегства
Причина постоянного внутреннего бегства поэта— неустройство земное. Выражение от вечного бегства в мыле /289/ как нельзя точнее передаёт состояние «загнанности», усталости поэта, подобное состоянию загнанной лошади.

Поэт о времени
Интересно ещё одно собственно авторское определение своего времени: «...веком беженцев II Наш XX век назовут» /453/. Эти строки были написаны Галичем в изгнании, к фильму о беженцах, вышедшему в Норвегии в 1974 году.

Проявления Анти-Слова
Проявлениями Анти-Слова являются и государственные предписания, уставы. Слово в них— навязываемое сверху, слово-приказ, слово-команда: ать— два— три!

Тема времени
Тема времени нашла своё воплощение и в творчестве Галича-поэта. В данной статье предметом рассмотрения станет та часть его песенной поэзии, которую принято связывать с жанром авторской песни.

Литература о Галиче
В литературе об Александре Галиче неоднократно подчёркивался тот факт, что с самого начала своей жизни он, человек XX века, оказался связанным с предшествующей культурно-исторической эпохой — пушкинской.

Вечерняя прогулка
Вечерняя прогулка на сон грядущий (включая заход в шалман и всё, что далее в нём произошло) закончилась, но наступившая полночь обращает мысль от временного, суетного, житейского — к вечному.

Работяга
Этот партейный пьянчужка, очевидно, неудачник, волею каких-то обстоятельств оказавшийся на низшей ступени жизни, в шалмане, всё же не смог перенести слишком «крамольных» для него обличительных высказываний своего приятеля-собутыльника.

Стремительная развязка
Так завершается кульминационная седьмая глава, после которой, как положено в таких случаях, следует стремительная развязка.

Вечерние прогулки
В «Вечерних прогулках», в шестой главе, в отличие от других, важное место занимает форма внутреннего монолога, реализуемого средствами несобственно-прямой речи.

Этот оркестр
Этот оркестр, который когда-то был хотя и небольшим, но «настоящим» — из трёх музыкантов, теперь «упрятан в ящик» в виде магнитофона с усилителем.

Выражение лиц персонажей
Выразительна смысловая и интонационная перебивка частушечно-плясового ритма главы в идущей вслед за вопросом, можно сказать, «прозаической» авторской ремарке, фиксирующей жесты и выражение лиц персонажей.

Восторг и ликование
И тут же, в середине главы, возникает— уже не в собственной реплике-высказывании, а в восприятии окружающих и в непосредственном действии, ещё одно лицо — официантка, само появление которой вызывает всеобщий восторг и ликование.

Тема уходящего времени
Но вернёмся к поэме Галича. В ней сама тема уходящего времени взята гораздо более глобально и всеобъемлюще-экзистенциально.

Богиня Судьбы
В поэму властно вторгается ещё одна ключевая тема— неумолимого Времени и Богини Судьбы, прядущей и обрывающей нити человеческих жизней.

Опера нищих
В главке «Опера нищих (Александр Галич)», характеризуя его поэзию как «энциклопедию советской жизни», В. Бетаки при этом добавляет, что у Галича «советский быт, вся советская жизнь — на скамье подсудимых. Каждая песня — процесс над ней».

Маленькая поэма
Вместе с тем, конечно же, словосочетание «маленькая поэма», в употреблении Есенина, не претендует на абсолютно точное терминологическое значение.