Песни у костра

музыкально-туристический портал


Тема времени

Тема времени нашла своё воплощение и в творчестве Галича-поэта. В данной статье предметом рассмотрения станет та часть его песенной поэзии, которую принято связывать с жанром авторской песни.

Хронологически это период с 1962 года— когда была написана песня «Леночка», которую автор считал «началом <...> истинного, трудного и счастливого пути»,— по 1977-й. Именно этот жанр дал барду возможность наиболее полного и свободного самовыражения и именно в нём поэт Галич достиг непревзойдённых высот.

Единственное отступление (в связи с установленными выше предметными границами), которое мы считаем необходимым сделать, — это упоминание о ранних стихотворениях Галича, объединённых им в сборник «Мальчики и девочки» (1942). Оно важно с точки зрения генезиса обозначенной в данной статье темы.

Не останавливаясь подробно на рассмотрении стихов раннего сборника, выделим наиболее существенные аспекты в связи с интересующей нас темой. Молодой Галич задумывается над проблемой власти времени и исторических обстоятельств над судьбами людей: «Мы когда-то верили // В праздников кружение, // Даже время мерили // Датами рождения», а теперь (в связи с войной и смертью) — «Близкою расплатою,// Ненавистью, бедами,// Горестными датами,// Грозными победами!» Он измеряет время историческими событиями, его определяющими («войну назад»). Здесь же поэт выходит на такую категорию, как век («Так подошла сегодня четверть века\»; «Большая годовщина — Четверть Века]»). Это временное определение станет в поэтическом мире Галича опорным, ключевым, частотным.

Таким образом, тема времени вошла поэзию Галича начиная с его ранних стихов. Тому, как он осваивал её в дальнейшем, и будет посвящена данная работа.

Вернёмся к понятию век. Галич пользуется им применительно и к настоящему, и к прошлому, и к будущему. (Интересно, что другие временные показатели — десятилетие, год, месяц, день, час, минута, секунда, миг — редки в его поэзии.) Сразу отметим, что картины будущего — в сравнении с прошлым и настоящим — представлены в стихах-песнях барда в меньшей степени. Более того, план будущего в них не имеет самостоятельного значения, а «работает» на настоящее, как дополнительная его характеристика.

Прошлое и настоящее в поэзии Галича постоянно перекликаются, взаимопроникают. Главный творческий метод поэта в подаче те-

Поплывут кумачовые ленты:

— Мира — миф!

— Мира — миг!

— Миру — мор! /428/

Подобные слова поэт считает проявлениями стереотипных представлений, находя в этом аналогию с советскими домами начала 60-х: «Это всё сложено из штампованных блоков, которые можно варьировать как угодно, перемещать из одного дома в другой, совершенно не меняя характера домов». Заштампованность образа мыслей и существования советских людей нашла выражение в следующем поэтическом определении Галича: «Над блочно-панелъной Россией...».

Возврат к списку