Галич о состоянии дел в современном мире
Квинтэссенцией приведённых в этой главе оценочных характеристик являются следующие заключения Галича о состоянии дел в современном мире: «Не дарило нас время сладостью, // Раздавало горстями горькость...» /82/; «Беды плодятся весело, // Радость в слезах и в корчах, // И много ль мы видели радости // На маленьком нашем шаре?» /318/; «...слёзы и кровь забыты» /317/; «Такая над миром темень!..» /191/; «Всё предано праху и тлену, // Ни дат не осталось, ни вех» /135/; «...век в непотребностях множится» /205/; «Неустройством земным томим,// Вижу — что-то неладно в мире» /289-290/; «Полмира в крови и в развалинах век» /378/.
Таким образом, очевидно однозначно отрицательное отношение поэта к происходящему в окружающем его мире. Как сказал другой поэт, — «Всё не так, как надо!» Пафос обличения и отрицания сопровождается скорбью. Поэт болеет своим временем, мучается им, принимает на себя все его беды и горести:
Худо было мне люди, худо...
Не моя это, вроде, боль, Так чего ж я кидаюсь в бой? А вела меня в бой судьба...
И зачем я, как сторож в било, Сам в себя колочу до крови?! /185/;
А я, крестом раскинув руки, Как оступившийся минёр — Всё о беде да о разрухе, Всё в ре минор да в ре минор.../277/;
Я в том же трясусь вагоне И в том же горю пожаре /31II.
Он испытывает настолько сильные душевные муки, что почитает свою боль, своё страдание самым достойным наказанием для заслужившего его неправедного человека, — например, для подлеца и шибера:
Но в минуту самую внезапную
Пусть ему — отчаянье моё
Сдавит сучье горло чёрной лапою! /184/
«Я говорил о том, что болит у всех и у каждого здесь, в нашей стране, говорил открыто и резко»13,— эти слова Галича подтверждаются всем его творчеством.
«Век нынешний и век минувший»
В качестве усиливающего (в дополнение к оценочному принципу) средства выражения авторской позиции по отношению к современности служат также прямые сопоставления, различного рода цитирования и отсылки.
Одной из разновидностей такого обращения поэта к культурному и уже — литературному — контексту можно считать, в частности, цитирование песенно-поэтических строк, являющихся маркерами различных культурных традиций.
Так, например, для более яркого выражения мысли об удивительной живучести — на века — пустых лозунгов и бессмысленных поступков поэт пародийно использует строки известной советской песни Л. Ошанина и А. Островского (ставшая чуждой Галичу 60-х традиция официальной песенной культуры):
А на дворе — то дождь, то смех,
Всё тот же смех и тот же снег...
И не беда, что тот же смех,
А вот беда — всё тот же век!