Песни у костра

музыкально-туристический портал


Литература о Галиче

И. А. СОКОЛОВА. «У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ» Одна из вечных тем в поэзии Александра Галича

Попробуйте меня от века оторвать, — Ручаюсь вам — себе свернёте шею!

О. Мандельштам

Только век меня держит цепко, С ходу гасит любой порыв...

А. Галич

В литературе об Александре Галиче неоднократно подчёркивался тот факт, что с самого начала своей жизни он, человек XX века, оказался связанным с предшествующей культурно-исторической эпохой — пушкинской. На эту связь указывали и дата рождения Галича, которую он сам перенёс на лицейский день1 (что тоже показательно), и тот памятный дом (и связанные с ним не менее памятные события), в котором довелось ему провести детские годы, и те люди, которые окружали будущего поэта и, несомненно, повлияли на выбор его культурных предпочтений2. Заметим, что на этом биографические свидетельства причастности поэта к культуре прошлого века не заканчиваются. На Новосибирском фестивале песни в марте 1968 года благодарные учёные сделали ему подарок с символичным значением. Приведём воспоминание Э. Тополя, интересное тем, как бард его принял: «И тут Галич открыл эту плоскую коробочку-футляр, и мы увидели — из тёмного серебра старинное гусиное перо лежало на сером бархате. Стесняясь, явно чувствуя неловкость от значительности такой исторической эстафеты, Галич рассказал, что в своё время золотым гусиным пером был награждён от литературного, кажется, общества Александр Пушкин, а затем литературная общественность России решила к пятидесятилетию со дня рождения таким же — только серебряным — пером наградить Некрасова, и вот по форме пушкинского пера было отлито некрасовское, серебряное. Музей Академгородка отыскал это перо у дальних родственников Некрасова, приобрёл и хранил, а теперь преподнёс Галичу за его песни...» Так ещё раз установилась (теперь уже символическая) связь между Пушкиным и Галичем, между прошлым и настоящим русской литературы.

«Времён связующая нить»

Сосуществование настоящего и прошлого времён, их диалог продолжится также и в творчестве Галича. Галичу-актёру приходилось вживаться в классические литературные традиции (период пребывания в Студии Станиславского) и осваивать современную тематику, современные драматургические решения (участие в репетициях и постановках студии Арбузова и Плучека). В творчестве Галича-сценариста, помимо сюжетов, написанных на темы дня сегодняшнего («Государственный преступник», «Верные друзья»), представлены работы «с видом на вечность» (сценарии фильмов о Петре Чайковском, Мариусе Петипа, Фёдоре Шаляпине). Галич — создатель передач на радиостанции «Свобода» наряду с освещением текущей культурной и политической ситуации (в частности, информационная программа «События и люди») немалое количество программ посвятил деятелям и событиям прошлого (например, передачи «К 150-летию со дня рождения Салтыкова-Щедрина»; «О двадцать втором июня тысяча девятьсот сорок первого года»; «К 200-летию Соединённых Штатов Америки»).

Возврат к списку