Песни у костра

музыкально-туристический портал


Смысл произведения Зощенко

Вспомним известное правило трёх единств: времени, места и действия. Опытный драматург, Галич в первой же строке заявляет все три. Однако он применяет приём драматизации далеко не всегда. Например: «...Она вещи собрала, сказала тоненько...» /69/, «Кивал с эстрады ей трубач...» /174/, «...Прямо, думал я одно — быть бы живу» /330/, «...Быть бы мне поспокойней, // Не казаться, а быть!» /235/.

Место действия — шалманчик — очень характерно и для Зощенко, и для самого Галича. «В поэтическом мире Галича— просто-таки культ кабака, "шалмана". Все его пивные, "поплавки", монопольки и пр. — заведения антиофициальные; в скудных и нескучных пирах и пьянках теплится жизнь — в пику, назло официальной "мертвечине". Даже когда никакой победы нет, а есть запой с горя — это тоже форма протеста и в то же время карнавального перерождения человека»15.

Продолжая традиции русской поэзии («свобода застольной беседы», «пиршественное застольное слово»,— по Бахтину), Галич делает эти шалманы местом постижения истины: «Пусть пивнуха не лучший случай// Толковать о добре и зле,// Но видали мы этот "лучший" // В белых тапочках на столе» /291/. Или: «Ах, шалман, гуляй, душа, // Прочь, унынье чёрное! // Два учёных алкаша // Спорят про учёное» /406/.

Следующая строка анализируемой песни:

Обезьянка спала на плече у шарманщика...

— сразу же вызывает определённый ассоциативный ряд. Образ обезьянки появляется в стихотворении не случайно. Галич описывает период в жизни Зощенко, связанный с выходом постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» от 14 августа 1946 года. Официальной причиной гонений на Зощенко послужил напечатанный в «Звезде» рассказ «Приключения обезьяны».

«Смысл этого "произведения" Зощенко заключается в том, что он изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко совершенно не интересует труд советских людей, их усилия и героизм, их высокие общественные и моральные качества. Эта тема всегда у него отсутствует... За два с половиной десятилетия он не только ничему не научился и не только никак не изменился, а, наоборот, с циничной откровенностью продолжает оставаться проповедником безыдейности и пошлости, беспринципным и бессовестным литературным хулиганом. Это означает, что Зощенко как тогда, так и теперь не нравятся советские порядки. Как тогда, так и теперь он чужд и враждебен советской литературе» (А. А. Жданов).

Обезьянка здесь — символическое воплощение главного героя. Галич её почти не описывает, но мы ясно можем представить её, читая у Зощенко:

«Автор стоял у клетки, набитой обезьянами, и следил за ихними ужимками и игрой.

Нет, это не были заморенные ленинградские обезьянки, которые кашляют, и чихают, и жалостно на вас глядят, подперев лапкой свою мордочку.

Это были, напротив того, здоровенные, крепкие обезьяны, живущие почти под своим родным небом».

Возврат к списку