Песни у костра

музыкально-туристический портал


Литературные мостки

Известны высказывания Высоцкого о том, что стихи к нему приходят одновременно с мелодией; которая, как и текст, какое-то время после написания песни варьируется, пока не принимает стабильную форму. И потому разделение музыки и текста (пусть в этом одном случае) может представляться не очень корректным. Общеизвестно, что песни писались Высоцким для устного воспроизведения (во всяком случае, до появления некоторых текстов 1972-1973 годов). И потому именно песня может считаться для него, говоря устаревшим советским языком, «единицей готовой продукции» со всеми вытекающими из этого утверждения последствиями.

Иное дело — творчество Булата Окуджавы, для песен которого такая раздельная датировка как раз характерна: некоторые его стихотворения обретали мелодии через несколько лет после своего появления на свет (например, стихи «Песенки о московском метро» написаны в 1956 году, а песней они стали только в 1961-м3). Примерно такую же проблему ставит и песня Галича «Снова август», посвященная памяти Ахматовой.

Поздняя (видимо, восходящая к автографу 1969 года) её авторская датировка содержит время начала работы — апрель 1967-го,— и в то же время известна точно датированная фонограмма её исполнения на дне рождения одесского кинооператора В. Лысенко тремя месяцами раньше. Может быть, автор привёл апрель по памяти — примерно? А может, тоже не счёл на момент первого исполнения редакцию своего сочинения законченной? Во всех этих — особых — случаях текстолог должен, взвесив все имеющиеся аргументы и руководствуясь логикой, взять на себя ответственность в определении той даты, которая больше соответствует истине, и по возможности объяснить свой выбор в комментариях.

Интертекст
Интертекст в «Литераторских мостках» связан с общими принципами текстосложения у Галича— с его диалогическим мышлением.

Тема текста
Получается, что заглавие «Литераторские мостки» говорит не только о теме текста, но и о его жанре (как «формальные» названия: «Стансы», «Сонет», «Маленькая печальная повесть», «Песни западных славян» и т. п.).

Ответ на вопрос
Ответ на этот вопрос тесно связан с базовыми идеями цикла. Концепт слово (в актуальной для «Мостков» семантике) пришёл в песни Галича через поэтические миры двух самых близких ему поэтов — А. Ахматовой и О. Мандельштама.

Слово
одход художника к слову как таковому, авторские требования, ожидания, надежды и опасения, связанные со словом, отношения человека и языка — это проблема уже наджанрового характера, вопрос эстетики.

Критическое отношение
Впрочем, последнее вообще характерно для рецепции Брехта Галичем: она была критичной и выборочной. «Критическое отношение к реке заключается в том, что исправляют её русло»24.

Моноспектакль
По своей артистической природе песня Галича — действительно представление и рассказ, а не перевоплощение. Так, каждая песня третьего лица из «Литераторских мостков» — это рассказанная сценка (или несколько сценок). Это очуждённый моноспектакль.

Литераторские мостки

Столкновение голосов
Но не за счёт изображения спорящих персонажей (таких примеров у Галича всего несколько), а через полемическое столкновение голосов.

Жанр
Жанр как универсальная категория литературы. В этом смысле не может быть текста вне жанра.

СВИРИДОВ. «ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ»
Этим трём сторонам «Литераторских мостков» посвящена данная статья. Она не является собственно цикловедческим исследованием.

Человеку было хуже
И ушёл чудак, не взявши сдачи, Всем в шалмане пожелал удачи... Вот какая странная эпоха: Не горим в огне — и тонем в луже! Обезьянке было очень плохо — Человеку было много хуже.

Разговорная речь
Совершенно неожиданно звучит это приказала. «Цепная реакция культурности» вызвала изменение образа Тамарки. И даже появляется интонация другого человека. Это уже не бытовая разговорная речь, а другой стиль, книжный, возвышенный.

Официальный язык
Потому что тот официальный казённый язык настолько лишён какой-либо мысли, информации... И вот от этого собачьего языка просто иногда хочется взвыть.

Смена стихотворного размера
Смена стихотворного размера, подтверждённая музыкально, маркирует смену стиля на стыке первой и второй (а также третьей и четвёртой, и так далее) строф

Образ обезьяны
Образ обезьяны является своеобразным лейтмотивом в творчестве писателя. В его ранних рассказах обыватель скорее человекообразный, чем человек.

Смысл произведения Зощенко
Смысл этого "произведения" Зощенко заключается в том, что он изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными.

Фризман
Как отмечает Л. Г. Фризман, «в приёме этом, конечно, нет ничего нового. Он встречается в обличительной и сатирической поэзии разных эпох, начиная хотя бы с "Думы" Лермонтова.

Исчезновение писателей
Точно так же дело обстояло со многими другими: писатели и поэты просто исчезали — некоторые из информационного пространства, а кто-то и физически.

Наследник поэтической традиции
Сам Галич осознавал себя прямым наследником поэтической традиции русской литературы, а потому одной из сквозных тем его творчества была поэзия.

Возвращаясь к наблюдениям
Возвращаясь к наблюдениям, высказанным в начале статьи, дополним их ещё одним утверждением. Галич был связан с Пушкиным не только символически, и не только в силу некоторых жизненных обстоятельств.