Песни у костра

музыкально-туристический портал


Ответ на вопрос

Ответ на этот вопрос тесно связан с базовыми идеями цикла. Концепт слово (в актуальной для «Мостков» семантике) пришёл в песни Галича через поэтические миры двух самых близких ему поэтов — А. Ахматовой и О. Мандельштама. Поэтому в «Мостках» смежными со СЛОВОМ оказались понятия ПАМЯТЬ и КАМЕНЬ. Идея о том, что память способна противостоять разрушительному действию времени — одна из главных в поэзии Ахматовой. Камень — среди центральных образов молодого Мандельштама. В его стихах и эстетике КАМЕНЬ— символ, соединивший понятия КУЛЬТУРА, ВЕЧНОСТЬ, СЛОВО. Учтём также, что, основывая свой цикл «на почве» Волкова кладбища, Галич переносится из своей Москвы в Петербург Ахматовой и Мандельштама. А ПЕТЕРБУРГ-ЛЕНИНГРАД для обоих — пространство культуры, значит, ВЕЧНОСТИ, воплощённой в образе камня, причём Петербург более или менее ясно расценивается как инкарнация вечного Рима. Каменный город, соотносимый с вечным каменным городом. Генетически этот концепт связан с мифологией Петербурга в её акмеистском варианте. Галич подключается к традиции уже в удалённом от Серебряного века поколении. Он синтезирует смыслы, накопленные предшественниками в концептах камень и память, и получает в результате — образ надгробного памятника.

Памятник— материализация памяти и слова. Наследие культуры бренно, непрочно, слабо в своей доверчивой доброте, Галич мучится этим и хочет воплотить слово и память и приставить к ним хранителя, караул. Мотив караула сопутствует у Галича мотиву памятника, эта связь тематизирована в «Балладе о вечном огне», а в рамках цикла— в песне «Памяти Б.Л.Пастернака». Написанная раньше других, она играет в «Литераторских мостках» роль зачина, где вслух проговорены главные темы и мотивы цикла, даже затенённые в других песнях. В том числе заявлена концептуальная связь между понятиями [слово — молчание] - [бытие — небытие (культуры)] и понятием караул. Здесь единственный раз как физическая реальность даны кладбище, памятник, некролог и — «почётный ка-ра-ул». Этот яркий финал песни перекликается с её началом: эпиграф — это как бы слово: траурное сообщение, а в действительности — отсутствие всех остальных сообщений, во всех остальных газетах: не слово, а молчание. Финал— как бы память: стоят в почётном карауле писатели у гроба, а в действительности —мародёры, письмэнники доделывают своё зло: не память, а забвение. И автор стремится изгнать ложных хранителей (читай: губителей) прошлого. И встать на их место. Отношения караула и памятника метафорически повторяют отношения певца и слова. В «Возвращении на Итаку» Галич относит слово дозор уже к первому лицу: «Я буду метаться в дозоре почётном, // Пока, обессилев, не рухну пластом!» — буду хранить память в слове. Дозор— метафора, относящаяся к статусу и функциям авторского слова в «Литераторских мостках».

Возврат к списку