Песни у костра

музыкально-туристический портал


СВИРИДОВ. «ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ»

С. В. СВИРИДОВ«ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ» Жанр. Слово. Интертекст

«В Ленинграде, на Волковом кладбище, есть такой ряд, который называется "Литераторскими мостками", вот у меня есть цикл песен, посвященный памяти разных русских поэтов и писателей», — говорил Александр Галич, предваряя песни своего поэтического некрополя, своего, быть может, самого трагического цикла. «Литераторские мостки» — одна из вершин его поэзии, здесь любая песня — впечатляет неотразимо. Потому что, во-первых, дарит радость блестящей художественной находки — необычна по ж а н р у; в-о-вторых, ранит остротой гражданского и нравственного чувства — необычна по силе с л о в а; и в-третьих, в них «дышит почва и судьба» авторской песни, её родовая связь с классической русской литературой, — дышит благодаря глубине интертекста.

Этим трём сторонам «Литераторских мостков» посвящена данная статья. Она не является собственно цикловедческим исследованием. В ряде случаев для анализа цикла потребуются общие заключения о поэтике Галича, и выводы статьи тоже не будут ограничены рамками «Литераторских мостков».

1. Текст

Авторская песня —  синтетическое  искусство, и её  единый синтетический текст остоит как  минимум из  трёх субтекстов — вербального (слово), музыкального (аккомпанемент) и   пластического (голос).

Это осложняет анализ авторской песни, тем более что общепринятой методики такого анализа пока нет. Большинство исследований затрагивает в первую очередь словесный ряд, и данная статья исключением не станет. Но нельзя совершенно забыть, что стихи входят в текстовое единство высшего порядка — песню (словом песня далее будет обозначаться этот единый текст). И хоть данный анализ будет сфокусирован на вербальном ряде (что методически вполне законно), его цель — установить смысл текста в целом, и значит, остальные компоненты песни игнорировать нельзя, апелляции к музыкальному, пластическому ряду в этом случае допустимы и желательны.

Цикл «Литераторские мостки» состоит из восьми песен:

Такой состав цикла подтверждается авторскими комментариями, публикации в другом составе оправданы лишь вкусом и волей некоторых издателей3. Стихотворение 1 Галич неоднократно называл вступлением, 8— судя по всему, является заключением цикла". В остальном его порядок неясен, так как «Литераторские мостки» не зафиксированы на лентах в полном составе. Ещё один текст, связанный с

А. Ахматовой, «Ей страшно и душно, и хочется лечь...» — примыкает к циклу, но, по-видимому, не входит в него. Хоть на записях эти стихи иногда и соседствуют с циклом, Галич ни разу не указал на их принадлежность к «Литераторским мосткам» (при достаточном для такого вывода числе сохранившихся фонограмм).

Первое имеющееся на записях упоминание о цикле под названием «Литераторские мостки» относится к концу декабря 1968 года (запись М. Фигнер). На предыдущей фонограмме, включающей песни 3 и 4 (у М. Танича, <19.11.68>), такого упоминания нет. Можно заключить, что объединение ранее написанных вещей в цикл происходило в конце 1968 года, одновременно с завершением работы над песней «Снова август», которую Галич в очередной раз стал переделывать вскоре после 21 августа 1968 года.

Возврат к списку