Песни у костра

музыкально-туристический портал


Жанр

Песни 1 и 8 противопоставлены другим по форме текста (по организующей роли первого лица, а не третьего, как в 2-7) и по сравнительно большей лиричности, что позволяет обобщённо называть 1 и 8 текстами первого лица, а остальные — текстами третьего лица.

Своеобразие «Литераторских мостков» начинается с композиции.

Песни цикла и другие, близкие по жанру, делятся на короткие отрезки (композиционные сегменты), каждый из которых обозначен голосом, аккомпанементом, метрическими средствами. Можно назвать следующие типы сегментов:

1) Заглавие.

2) Посвящение.

3) Эпиграфы, пристрастие к которым Галич унаследовал, вероятно, у А. Ахматовой: «Я вообще большой любитель эпиграфов. В итоге будут сочинения, в которых будет по три и даже по четыре эпиграфа» /240/. Действительно, как и ахматовские «Поэма без героя» или «Реквием», некоторые песни Галича имеют по два-три вступления.

4) Основной корпус, который часто осложнён вариациями в метрике, темпе и пластике исполнения, что делит его дополнительно на подсегменты.

5) «Заставки»— краткие, в 1-2 стиха, включения между сегментами (подсегментами) композиции, представляющие собой цитату, которая подчёркнуто произносится (пропевается) как цитата.

6) Комментарий. Это факультативная часть текста, которая при исполнении может быть пропущена, но, как правило, сопутствует песне. Так, из семнадцати фонограмм «Песни про генеральскую дочь», известных в 1996 году, комментарий был зафиксирован на четырнадцати. Его текст подвержен вариациям (свободным или зависящим от аудитории, контекста других песен и т. п.), но устойчив по смыслу и стилю. Комментарий лежит за пределами собственно текста, по другую сторону маркеров, метящих его границу, таких как начало и конец аккомпанемента, начало и конец пластического ряда и т. п. То есть, это метатекстовый элемент композиции. Его можно сравнить с прозаическим вступлением «Вместо предисловия» к «Реквиему» Ахматовой, которое на авторских фонограммах звучит почти как «случайное» примечание.

Сегментация текста ведёт в перспективе к обособлению сегментов и выделению их в самостоятельные тексты, сохраняющие концептуальное единство. То есть, к «поэмам в песнях и стихах». Но это уже следующий вопрос — вопрос жанра.

2. Жанр

Относительно песен Галича слово жанр употребляется в двух разных смыслах, которые не следует смешивать:

1) Жанр как универсальная категория литературы. В этом смысле не может быть текста вне жанра.

2) «Жанр» как тематическое и стилевое определение (формулировку жанровые песни предложил сам Галич). В этом смысле к жанру относятся только песни «с бытовыми сюжетами (по аналогии с жанровой живописью) и без каких бы то ни было обобщений — в их текстах авторское отношение к происходящему прямо никак не выражено»; «всегда это песни ролевые — в которых повествование ведётся от лица персонажа».

По этому определению, в основе которого лежит анализ множества авторских высказываний Галича, легко заключить, что жанр «Литераторских мостков» и подобных им песен — полностью противоположен «жанровому жанру»: их сюжет— не бытовой, а трагический, они стремятся к обобщениям, субъект речи совпадает с автором, и авторское отношение явлено со всей силой («Я буду метаться в дозоре почётном» /268/, «Толстомордый подонок с глазами обманщика» /270/, «Мы — поимённо! — вспомним всех,//Кто поднял руку!..»/161/и т. п.).

Возврат к списку